Аэропорт столицы Чада – города Нджамена. Пограничный контроль.
- Вы не можете покинуть нашу страну. Мы не пропустим вас через границу.
- Почему?
- Вы не зарегистрировались в эмиграционном отделе полиции.
- А кто нам сказал о необходимости регистрации? В посольстве Чада в Москве нам об этом ничего не говорили! И зачем регистрироваться в полиции? У нас есть визы, и мы прошли все процедуры, когда прилетели в этот аэропорт. Даже отпечатки всех пальцев сдали!
- Все иностранцы должны регистрироваться в полиции. Мы должны знать, куда вы направляетесь и что собираетесь делать. Это все для вашей же безопасности.
- Нашей безопасности ничего не угрожает. Мы уже в аэропорту и собираемся покинуть вашу страну.
- Нет, вы сегодня не улетите. Вы отправитесь в отделение полиции в городе, все оформите и полетите завтра.
- Мы не можем лететь завтра. У нас сегодня вечером самолет на Москву из Камеруна. Кто у вас старший? Я хочу поговорить с вашим руководством.
- Я и есть старший. Говорите со мной.
Действительно, автомат у него, значит он старший. Возразить особо нечего.
- Но мы находились в стране всего два дня. Это меньше 72 часов. По всем международным нормам это транзит – вступает в разговор Ирина.
По глазам вижу, что она попала в цель. У молодого поджарого офицера в черной форме появились сомнения.
-Хорошо. Оставьте небольшой подарок. Мы закроем глаза на это нарушение и выпустим вас из страны.
- Пять тысяч западно-африканских франков (XOF) (1$ = 480 XOF) помогут решить нашу проблему?
- Нет, это слишком мало.
- А десять?
- Проходите.
Сумма небольшая, но осадок очень неприятный. Мы ведь действительно ничего не нарушали. Трудно представить, во сколько бы нам обошелся настоящий проступок. Если бы мы действительно находились в стране больше 72 часов. И что, нельзя было нам сказать о необходимости регистрации в полиции при прилете? Мы перерыли перед отъездом массу информации о Чаде. Даже в путеводителе Лонели Планет об обязательности регистрации в полиции не упоминалось. И какая еще может требоваться дополнительная регистрации при наличии визы?!
За эти два с половиной дня, которые мы провели в Чаде, мы всего два раза сталкивались с представителями власти и оба этих контакта заканчивались вымогательством взятки. При прилете хоть был формальный повод – отсутствие справки о прививке от желтой лихорадки у одного из участников. А сейчас? Это мой рекорд. Не зря Чад считается одной из самых коррумпированных стран мира.
Входим в накопитель и начинаем ждать самолет. Немного нервно. Пограничный контроль совсем рядом – вдруг офицер передумает и начнет нас раскручивать по новой. Да и самолета нашего не видно. Уже час как были должны улететь, а он еще даже не приземлялся. Особенности африканских авиакомпаний. Самолет спокойно может опоздать на несколько часов, а то и не прилететь совсем. Мы это учитывали и заложили в план возможное опоздание на семь часов. Если в течении этого времени самолет не прилетит, появятся большие проблемы – мы не успеем улететь в Москву.
Кроме нас в накопителе оказалась еще одна белая. Молодая американка с грудным ребенком, чем-то напоминающая Сару Коннер из фильма «Терминатор». Во всяком случае, на мой взгляд, для такого путешествия с грудным ребенком нужно не меньше упертости, чем у матери будущего спасителя человечества. Да и автомат на ее плече смотрелся бы вполне органично.
Оказалось, что отец ребенка – француз, служащий какой-то международной организации, находится сейчас в Чаде на границе с Южным Суданом. В Южном Судане идет гражданская война, о которой совсем не упоминают мировые СМИ. Так что место совсем не спокойное. И что американка делала там с таким маленьким ребенком?
«Сара» пересела к нам, оставила мне посторожить ее вещи, когда ходила в туалет и даже доверила Алине своего ребенка. Все правильно. Здесь в Чаде мы для нее свои. Единственные люди, которым можно доверять. И это действительно так.
Американка переводит нам объявление по аэропорту. Через пятнадцать минут прилетит наш самолет. Мы успеваем! Можно подводить некоторые итоги поездки в Чад.
Сразу скажу – туристов здесь не ждут. Убивает уже стоимость визы — $150. Туристическая индустрия отсутствует. Отелей мало, они плохие и очень дорогие. Животных нет. Пытались ловить рыбу на спиннинг – даже не клевало. Так что рыбалка проблематична. Местные все ловят сетями.
Озеро Чад можно посетить из одного названия. Пожалуй, это единственное, что может заинтересовать здесь туриста. Если надумаете — останавливайтесь в отеле у деревни Дугия (tollet.sc@cegetel.net). Пишите на французском. Интернета в отеле нет, но кто-то все же на письма отвечает. Во всяком случае – будет возможность показать распечатку переписки в посольстве (при получении визы) и в отеле. В Дугия питайтесь рыбой – она свежая (только что из реки) и очень вкусная.
Домик на двоих обошелся нам в 25 тыс. XOF, такси до отеля – 40 тыс. XOF.
Джип с водителем (влезло 8 человек) для поездки на озеро Чад – 150 евро. В эту же сумму входят проблемы с разрешением на посещение района озера. Официально самим в Чаде получить его практически невозможно. Охранник с калашниковым (очень рекомендую, район действительно опасный) – 50 евро, пирога для поездки по озеру – 100 евро. Доллары здесь, как и везде в французской Африке, не любят – берите с собой евро.
Николай Носов. Чад. Январь 2014. Фото автора.
Другие материалы о поездке -