– Где я бросаю камушки с крутого бережка далекого пролива Лаперуза, – пел Эдуард Хиль в далеком советском детстве. Романтика начала 70-х, БАМ, полеты в космос. Отделяющий Сахалин от Японии пролив Лаперуза был из этой серии, воспринимался как что-то романтичное, далекое и недоступное. Почти как экспедиция к папуасам или полет в космос.
Пандемия и закрытые границы 2021 года поменяли планы на отпуск. Задумались о поездке по стране, и в памяти всплыл отрывок из советской песни детства. Да и поездка на Сахалин в 21-веке уже не представляла сложности – заходишь в интернет и покупаешь билеты из Москвы до Южно-Сахалинска.
Небольшие сомнения появились после прочтения книги Чехова «Остров Сахалин». «Небо по целым неделям бывает сплошь покрыто свинцовыми облаками, и безотрадная погода, которая тянется изо дня в день, кажется жителям бесконечной. Такая погода располагает к угнетающим мыслям и унылому пьянству». Зацепило место, как плакали, впервые увидев мрачный берег острова не склонные к сантиментам каторжане. Не зря же Сахалин приравнивают к районам Крайнего севера и платят «северную надбавку».
Но романтика – она такая. Настроившись на непрерывный дождь, запаслись полиэтиленовыми пакетами, купили на Ozon.ru легкие сапоги и, с трудом затолкав рюкзаки в багажник, отправились в аэропорт.
Необычная жара
Опровергнув пессимистичные прогнозы, Сахалин встретил небывалой для этих мест жарой. Температура воздуха около тридцати градусов, вода в море местами прогревается до комфортных 23 °C. Местные бросились купаться и сочувственно вспоминали про проводящих под проливными дождями отпуск соседей, отправившихся загорать в Анапу.
Южно-Сахалинск произвел приятное впечатление. Всего 200 тысяч жителей, но есть все атрибуты крупного областного центра – большие современные административные здания, отличный краеведческий музей, расположенный в экзотичном доме, сохранившемся от времен японской колонизации. Современный музей книги Чехова «Сахалин», большой мультимедийный парк «Россия – моя история», огромный музейно-мемориальный комплекс «Победа» с трехмерными экспозициями о боях за Курилы, театр и даже горнолыжный центр «Горный воздух» с несколькими подъемниками, поднимающими туристов высоко над городом.
Мыс Крильон
До пролива Лаперуза добраться оказалось нелегко. Надо ехать по непроходимой в малейший дождь разбитой грунтовке, а потом по зоне прибоя, вписываясь в расписание отливов. Пришлось взять местного профи с усиленным для плохой дороги внедорожником Toyota Prado.
По дороге смотрели на лениво махающих ластами лежащих на спинах нерп, любовались причудливыми скальными арками, фотографировали выбравшихся на мелководье огромных королевских крабов. За день до мыса не добрались – на ночевку палатки разбили на берегу Татарского залива и стали варить собранную у берега морскую капусту.
Костер, шум прибоя, звездное небо и Млечный путь. Настоящая романтика. Вспомнилась «Ночь в поезде на Серебряной реке» Миядзавы Кэндаи. «То, что написано в этой книге, я услышал в лесах и полях, у железных дорог, а рассказали мне всё радуга и лунный свет…». Классик, которого называли «японский Чехов» написал свою самую известную новеллу как раз на Южном Сахалине. Радуга над палатками у нас тоже была, только уже утром. Ночью к лагерю подходила лиса, но ничего не утащила, только оставила цепочку следов на песке.
До мыса Крильон на машине не доехали. Последние четыре километра шли пешком. Не одни – когда сделали круг по заброшенным японским огневым укреплениям и вернулись к морю – увидели идущую за нами цепочку медвежьих следов. Хозяин территории заинтересовался брошенной машиной, внимательно ее осмотрел, а потом отправился за нами. Свернул, когда мы свернули на маяк – дальше следы не прослеживались.
Маяк на самой южной точке Сахалина мысе Крильон был построен Россией еще в 1894 году. На нем установили изготовленный в Париже осветительный прибор, который работает и сейчас. Отлично светит даже от лампочки в 500 Вт. Продукты и топливо для дизель-генератора завозят раз в год на корабле.
Вышли на утес, где расположен памятникам советским воинам, отдавшим жизнь за освобождение Сахалина и большой деревянный крест. Берег на самом деле очень крутой. Бросили в пролив Лаперуза камушки – детская мечта стала явью.
Ну что тебе сказать про Сахалин?
На острове нормальная погода.
Прибой мою тельняшку просолил
И я живу у самого восхода.