Безумно красивая, ранимая и слабо привязанная к реальному миру – образ стюардессы, сложившийся благодаря игре Татьяны Дорониной в культовом советском фильме «Еще раз про любовь». Во многом справедливый и для сестры моего отца Сони, всю жизнь проработавшей стюардессой в Аэрофлоте.
В начале 60-х вместе с родителями отца, его сестрой и братьями мы жили в комнате в коммунальной квартире на Арбате. В комнате площадью 17 квадратных метров ютилось восемь человек. Возможно, стесненные жилищные условия повлияли на выбор Соней кочевой профессии, дающей возможность вырваться на простор, причем не только страны, но и всего мира.
Гавана, Дели, Роттердам, Амстердам … Мало кто их живущих за железным занавесом в СССР мог похвастаться такой географией путешествий. А еще привезенный из заграницы дефицит, который не всегда можно было купить даже в валютной «Березке». Впрочем, жили все равно небогато и часто, собираясь в гости, Соня одалживала самодельное сиреневое платье у моей матушки.
Далекие моря, экзотические страны, встречи с интересными людьми, среди которых французский шансонье Марк Ариан, подарившей приглянувшейся стюардессе свою открытку. Певец, композитор и поэт в середине шестидесятых достиг пика своей популярности, а его пластинка с песней «Katy» стала одной из самых продаваемых в мире.
Соня была знакома с первыми советскими космонавтами, включая Валентину Терешкову, Андрияна Николаева и Валерия Быковского. Открытка с дарственной надписью Алексея Леонова и сейчас хранится в семейном архиве сына.
Широкий круг общения часто сочетался с незнанием обычных бытовых вещей. Из экономии матушка часто покупала не курицу, а только ее дешевые лапки, из которых варила суп. Часто выбрасываемые сейчас части шли и на второе, для этого с них снимали ороговевшую кожу, Как-то родители стали угощать Соню и положили ей в тарелку пять лапок, чем привели ее в ступор, так как она считала, что лапок у курицы только четыре. Такая оторванность от жизни в свою очередь потрясла моих родителей.
«Стюардесса, как принцесса, надежная, как весь гражданский флот», — пел когда-то Владимир Высоцкий. «Принцев» много, но трудно строить долгосрочные отношения, когда постоянно находишься в разъездах. Обратная сторона профессии стюардессы – неустроенность личной жизни. Соня никогда не была замужем, хотя среди ухажеров был тогда еще малоизвестный американский певец Дин Рид. Про их романтические отношения с будущей звездой, затмившей по популярности в Латинской Америке Элвиса Пресли, Соня часто рассказывала своему сыну Алексею.
Это уже позже отвергнутый американской родиной красавец Дин Рид стал предметом грез советских девушек, в том числе кумиром детства Земфиры, написавшую как воспоминание о нем песню «Не отпускай» из альбома «Прости меня моя любовь».
Продолжаю разбор архивов. Молодежь шестидесятых … Модные танцы, счастливые лица на старых фотографиях, вся жизнь впереди. В памяти всплывает песня сыгравшей в культовом фильме роль стюардессы Татьяны Дорониной о солнечном зайчике, как метафоре такого привлекательного, но постоянно ускользающего счастья.
А весной я в несчастья не верю
И капелей не боюсь моросящих.
А весной линяют разные звери,
Не линяет только солнечный зайчик.