Особенности маршрута
Мальдивы прочно ассоциируются с раем для очень богатых — местом с идеальным климатом, чистейшими белоснежными песчаными пляжами, тянущимися в море кокосовыми пальмами и с островами-отелями с ценником выше $1000 за ночь. Таких отелей хватает и сейчас, на booking.com можно снять двухместный номер за $4000 в сутки, и, судя по опубликованным отзывам, там действительно неплохо. Но далеко не всем нужны «особо широкая» кровать, индивидуальный пляж и услуги подводного ресторана. В стране появились и более дешевые варианты отдыха.
Десять лет назад власти сделали послабление, разрешив местным жителям пускать на ночлег туристов. На обитаемых островах появились недорогие гостевые дома. С учетом того, что необязательно использовать для перемещения по стране дорогие гидропланы, а цены на медленно ходящие между островами паромы для местных не превышают пары долларов, страна стала доступна для бюджетных туристов. Поймав относительно дешевые билеты на дополнительный рейс Аэрофлота, мы в ноябре 2022 года отправились в очередное путешествие — на Мальдивы, маленькое государство на коралловых островах в Аравийском море, расположенное в паре градусов от экватора на юго-запад от южной оконечности Индии.
Санкции наложили отпечаток на выбор маршрута. Российские карты Visa и Mastercard для нас за рубежом больше не работают, с покупкой билетов через интернет и оплатой зарубежных гостиниц — большие проблемы, поэтому выбрали наиболее простой с точки зрения логистики маршрут: прямой перелет Аэрофлотом из Москвы в Мале — маленькую столицу расположенного на коралловых островках государства, а оплачивать услуги решили наличными на месте.
Эпидемия Covid-19 сказалась на процессах цифровизации в стране — карточки на въезд и выезд стали приниматься только в электронном виде. На смену обязательной (с марта 2022 года при посещении Мальдив не нужны ПЦР-тесты и справки о вакцинации) для заполнения туристами декларации о здоровье (Traveller Health Declaration) пришла немного измененная декларация путешественника (Traveller Declaration). Заполнять ее нужно два раза – до вылета на Мальдивы и перед возвращением в РФ, но не ранее чем за 96 часов до пересечения границы.
С заполнением формы перед возвращением возникли проблемы — налетевший шторм практически парализовал работу интернета на нашем острове. Усугубили ситуацию тяжелое возвращение в аэропорт на маленькой лодке через волнующийся открытый океан — нашу «морскую маршрутку» полтора часа швыряло волнами, и самочувствие было не очень, и крайне сжатые сроки — мы были последними на стойке регистрации в аэропорту. Так что когда нас завернули на пограничном контроле из-за отсутствия этого формального документа и нельзя было просто вписать ручкой фамилию и номер рейса на бумажке, помянули цифровизацию недобрым словом.
Чтобы подключиться к Wi-Fi, требовалось спуститься на другой этаж, найти стойку информации и сканировать QR-код доступа в интернет. А тут еще в ноутбуке батарея разрядилась, а розетки поблизости не было. Ели успели на самолет. И зачем туристу вообще заполнять эту чисто статистическую форму, если данные о вылете из страны и так фиксируются пограничной службой?
Зато в страну прилетели без проблем. Рейс дополнительный, самолет полупустой, в нашем салоне на каждого пассажира целый ряд сидений, так что устроились с комфортом, а, проснувшись, уже увидели в иллюминаторе разбросанные в океане коралловые острова.
В единственном городе страны
Аэропорт расположен на отдельном острове. Поменяли доллары на местные деньги — руфии ($1 = 16 руфий) , купили за 10 руфий билет на паром и переправились в столицу. В принципе можно было взять и такси (70 руфий) — остров-аэропорт соединяет с единственным городом страны длинный красивый мост.
Заранее забронировали (но не оплачивали) билеты на местную «скоростную маршрутку» (speed boat) до острова Омаду. Прождали два часа, но она так и не пришла. Медленных местных «автобусов» — катеров в этот день совсем не было, поэтому пришлось зависнуть в столице.
На Мальдивах два оператора связи: мальдивская компания Dhiraagu и катарская Ooredoo. Причем довольно продвинутая — еще в декабре 2020 года Ooredoo запустила коммерческие услуги 5G-связи. Сеть охватила большую часть столицы Мале, включая ключевые бизнес-центры, больницы и общественные места. Но искать пункты продажи карт не хотелось, так что поступили проще — нашли в не требующем интернета приложении maps.me кафе с Wi-Fi, заказали там кофе и подобрали недорогую гостиницу. Вечером пошли осматривать город.
Жители архипелага внешне похожи на индусов, и это не удивительно — Мальдивы были заселены выходцами из Индии и Цейлона. Связь с прародиной поддерживается и сейчас — по дну океана проложены оптоволоконные кабели от Мале до Индии и Шри-Ланки, как раз и обеспечивающие доступ во всемирную паутину. А в магазинах товары преимущественно из Индии — своей промышленности у Мальдив нет, страна живет за счет рыбной ловли и туризма.
История этих мест богатая. Сначала на острова пришел буддизм, но затем его вытеснил ислам — в XII веке здесь появился султанат. В 1558 году Мале захватили португальцы, но в ходе восстания 1573 года были полностью перебиты. В 1640 году на островах правили голландцы, а с 1796 — захватившие Цейлон англичане. В 1965 году Мальдивы стали независимой республикой.
В стране официально запрещена пропаганда любых религий, кроме ислама, нет собак — их содержание и ввоз запрещены, не разрешен ввоз свинины и алкоголя: если обнаружат в аэропорту — большой штраф. Женщины на островах тщательно блюдут исламский дресс-код — носят черные платки на головах и свободно облегающие черные балахоны. В столице с этим попроще — видел много женщин с непокрытой головой, хотя, возможно, это были приезжие.
Заметна нехватка земли — Мале занимает площадь почти в четыре раза меньше подмосковного Красногорска, при этом имея примерно такое же по численности население. Каждый клочок используется по максимуму — парки крошечные, здания тянутся вверх. Картину портят синие пластиковые трубы, проложенные прямо по краю дороги и уходящие в море. Видимо, так здесь устроена канализация. Впрочем, вода в море все равно выглядит хрустально чистой.
Машин мало — большие проблемы с парковкой. В основном ездят на мотоциклах, место для которых найти тоже нелегко.
Подкупает ощущение полной безопасности, которое не так часто бывает ночью в рабочих кварталах азиатских столиц. Возможно, из-за запрета на алкоголь, возможно, из-за относительно высокого уровня жизни — обычных азиатских трущоб не видели совсем.
Утром все же дождались катера и покинули столицу.
Острова в океане
Открытый океан, на горизонте ни одного клочка суши. Но нашего рулевого это не смущает — на навигаторе проложен курс, и в его задачу входит только не сильно от него отклоняться. Наглядное преимущество использования цифровых технологий.
Обитаемые острова двух типов — частные, купленные отелями для туристов, на которых для гостей создаются максимально комфортные условия и даже иногда продается запрещенный алкоголь. На таких островах, как правило, и отдыхают пакетные туристы, имеющие слабое представление о жизни местных жителей. А ночевка в палатке на необитаемом, но все-же частном острове обойдется дороже номера в пятизвездочной гостинице.
Для самостоятельных путешественников (independent travellers) — интереснее острова с местным населением, где можно за умеренную плату остановиться в гостевых домиках или для практикующих каучсерфинг — совсем бесплатно.
Конечно, при таком отдыхе надо подстраиваться под культурные особенности местных жителей. Об этом напоминают плакаты, запрещающие обниматься и целоваться в публичных местах. Купаться в бикини тоже запрещено — можно только в специально огороженном бикини-пляже для туристов, если он вообще есть. За купание без бикини даже на бикини-пляже — огромный штраф. Если хотите рискнуть — делайте это темной ночью.
Разместившись в гостевом доме, пошли на бикини-пляж и расположились на песке у забора, перегораживающего проход по берегу. Идеальный, как на открытках, белоснежный песок, выглядывающие из песчаных норок крабы, изогнутые к морю кокосовые пальмы, чистейшая изумрудная вода Индийского океана. Идиллию нарушила закутанная в черное женщина с шуроповертом в руках. Она решила, что мы изолированы недостаточно хорошо, пригнала местных мужиков и заставила их заколотить имевшиеся в заборе просветы.
Стандартный обитаемый остров с местными жителями — причал, в центре кладбище и мечеть, по краям ухоженные домики. Из живности — только стоящие на берегу серые цапли, да вылетающие по вечерам на охоту огромные летучие мыши — летучие лисицы. В сумерках к берегу подплывают огромные скаты: темные манты и светлые хвостоколы. Их подкармливают рыбными отходами, и они почти ручные, даже разрешают себя гладить. Главное — не разозлить, например, случайно наступив на сливающегося с песком ската-хвостокола. Тогда пеняй на себя — на хвосте у ската ядовитый шип, который островитяне использовали в качестве наконечника для копий. Если верить Софоклу, именно таким копьем был убит Одиссей. Чтобы умереть, надо сильно постараться — для этого шип должен вонзиться в область сердца. Но больно будет в любом случае.
Из конца в конец остров можно пройти пешком за десять минут. Но местные предпочитают мотоциклы. Сильно не разгонишься, места мало, поэтому катаются, нарезая по острову круги. По утрам отвозят на них или на электрических грузовичках детей в школу. Причем даже старшеклассников, что удивительно — криминала на острове нет, местные даже двери на ночь не запирают. В общем, люди пользуются техникой при первой возможности. Например, чтобы отвезти мусорное ведро на расположенный по другую сторону от порта мусорный пирс.
Он тянется от берега до края обрывающегося в глубину рифа. С пирса выбрасывают в море пищевые отходы, и рыбы рядом с ним много. Решили их посмотреть.
Распугав голым торсом впечатлительных женщин Востока с мусорными ведрами, надел ласты и нырнул в воду. Там меня поджидала полутораметровая акула, которую привлекли аппетитные косяки. Не стоит верить голливудским страшилкам — акулы очень редко кусают людей, чаще пугают, имитируя атаку. Исключение — тигровая акула, но к берегу она почти не подходит, предпочитая глубину. А рыб действительно много — самых разных форм и расцветок. Ощущение — будто купаешься в гигантском аквариуме.
Местные не купаются и не загорают. Даже дети. Но иногда занимаются спортом — на острове несколько спортплощадок. Забавно выглядели девочки в хиджабах на тренировке по гандболу. На следующий день приехала на игру команда с соседнего острова, и вокруг площадки собрались чуть ли не все жители острова. Несмотря на огромную поддержку, местную команду разгромили под ноль, что для гандбола — редкость.
На всех обитаемых островах стоят вышки сотовых операторов. На нашем — рядом со зданием работающей на солярке электростанции. Топливо привозят на корабле, на кораблях вывозят на специальные «мусорные» острова непищевые отходы. Так что на острове очень чисто, и не подумаешь, что Азия. Большая проблема — пресная вода. Чаще всего на обитаемом острове стоит опресняющая морскую воду установка, если такой нет — приходится собирать дождевую воду.
Дешевле всего питаться рыбой. Большая порция тунца с рисом обойдется в кафе для местных в 35 руфий. Хватит на двоих. Еще дешевле готовить самим — цены в местных магазинах примерно как в супермаркетах Москвы, хотя кроме рыбы и кокосов здесь все привозное.
Туристов мало. Все самостоятельные путешественники, ночующие несколько дней на острове и затем перебирающиеся на соседний. Как польский программист Лукаш, вселившийся в наш гостевой домик с женой и маленькой дочерью. Полякам хорошо — дорога до Мальдив и обратно обошлась в $300 на человека. Очень бюджетно, неудивительно, что поляков отдыхает относительно много. Лукаш рассказал о своих проектах, развернутых в облаке MS Azure. Заявил, что скоро все уйдет в облака. С ним спорить не стал.
Максимальная высота Мальдив — два метра, так что многие опасаются, что с глобальным потеплением и повышением уровня Мирового океана острова скоро уйдут под воду. Но пока еще можно успеть посетить это райское место, тем более что рай стал доступен не только для очень богатых.