Саудовская Аравия — белое пятно для туристов. В королевство мечтал попасть давно. Еще лет десять назад ходил в посольство страны в Москве, общался с тщательно закутанной во все черное девушкой, собирал документы на транзитную (!) визу, но так успеха и не добился. Мусульманских паломников страна принимала, а вот в туристах заинтересована не была. Нефти и денег много, всего хватает, зачем еще возиться с посторонними людьми.
Ситуация радикально изменилась, когда наследный принц Мухаммед ибн Салман начал проводить крупномасштабные реформы. В 2019 году страна впервые в истории выдала туристическую визу! Правда, после этого началась пандемия, и границы закрыли, так что по настоящему первым туристическим годом можно считать 2022-й.
Туристическую визу стали давать через интернет. Первая попытка успехом не увенчалась — то, что для оплаты российские банковские карты окажутся непригодны, сюрпризом не было, а вот то, что не сработала MasterCard из соседней страны, удивило. Оказывается, для оплаты не принимаются любые карты Visa и MasterCard, выпущенные в странах СНГ!
Пришлось срочно заводить виртуальную карту Union Pay в одном из российских банков. Конвертация рублей в юани, далее в доллары США и саудовские риалы существенно увеличила требуемую сумму, но электронную визу мы все-таки получили. Причем многократную и на год.
Едем вдвоем, попутчиков не нашли. Главное препятствие — жесткий запрет в королевстве алкоголя, а больше недели без пива — испытание, которое может выдержать далеко не каждый. Чтобы нарваться на мгновенную депортацию, достаточно, чтобы на таможне нашли в багаже книгу с рецептами производства спиртосодержащего напитка. Бутылка виски на черном рынке обойдется в сумму около $500. За употребление выпорют ребята из Комитета защиты добродетели и удержания от порока, да еще и наложат штраф.
Прямых рейсов нет, будем добираться через Каир, тем более, что в Египет пригласили выступить на конференции. Туризм в королевстве в зачаточном состоянии, гостиницы только в крупных городах, мотелей и кемпингов нет, так что берем рюкзаки, спальники и палатку. Можно ли спать в королевстве в палатке — вопрос открытый. Так туристы еще не делали, проверим на себе. В конце концов как-то местные путешествуют и где-то спят. Очень беспокоит прокат машины — если не примут нашу банковскую карту, то все планы разрушатся, с общественным транспортом в стране очень плохо.
В очереди на посадку в самолет из Каира до Джидды выделялись мужики в сандалиях, завернутые в белые махровые полотенца на голое тело. Складывалось ощущение, что попал в баню или на съемки фильма о греческих философах. Потом догадался, что это мусульманские паломники, отправляющиеся в Мекку на малый хадж — умру. Что посадка на самолет в Саудовскую Аравию, поняли сразу — очередь разделили на мужскую и женскую.
Гигантский, на несколько этажей аквариум с рифом, плавающими большими рыбами и даже акулами — безусловное украшение аэропорта Джидды. Все же умеют здесь пустить пыль в глаза. Находим конторы по прокату автомобилей и начинаем переговоры. Большинство не дают машины без ограничения пробега даже за дополнительную плату. Исключение – Yello, но у них нет полноприводной машины. Берем обычный кроссовер, но тут новая проблема — не хотят вписывать Ирину вторым водителем. Женщинам уже два года назад разрешили управлять автомобилем. Возможно, в королевстве просто не принято вписывать второго водителя. Первый раз за все многочисленные зарубежные поездки потребовали международные права.
Пробки на улицах Джидды усугубляются агрессивным стилем вождения. Конечно, не Каир, но все-равно тяжело. За городом становится легче. Внимательно следим за ограничивающими скорость знаками на трассе. Это не просто, цифры на арабском. Но что делать, за превышение скорости более чем на 10% — большой штраф, плюс три дня тюрьмы. А изучение местной пеницитарной системы в наши планы не входит.
Поворачиваю по навигатору и через некоторое время замечаю, что все машины несутся навстречу. Доходит, что здесь одностороннее движение. Если классифицируют как опасную езду, то не только штраф и 20 дней тюрьмы, но и 20 ударов палками. Срочно припарковываюсь и ищу новую дорогу.
Начинает спускать колесо. Видимо, уже был небольшой прокол, когда брали машину. Заезжаю на бензозаправку и с помощью жестов и Google Translate на смартфоне пытаюсь объяснить проблему. Все с помощью того же смартфона отвечают, что сегодня пятница — выходной. Приезжайте завтра.
Нахожу автосервис. Гастарбайтер из Йемена знает пару фраз на английском. После того, как рассказываю, что был на Сокотре и в Сане, становимся лучшими друзьями. Подкачивает колеса и денег не берет.
Так, подкачивая каждый день колесо, и ехали, но позднее уже освоился — находил автосервис и подкачивал колеса самостоятельно. Google Translate очень помогал, когда надо было с арабского перевести важные надписи, например, мужской туалет или женский. Но в целом перевод не очень качественный. Когда в магазине навел на название пирожков, получил перевод «два кота». Долго думал, но брать не рискнул.
Большая опасность на дороге — верблюды, которые совершенно не обращают внимания на машины. Диких, как говорят, почти не осталось. Но и за домашними особо не следят. Если водители видят их вблизи дороги, сразу сбрасывают скорость.
Едем по трассе. Дорога отличная, но уже устал. Ирина садится за руль, выставляет скорость 130 км/час и включает круиз-контроль. Саудиты очень болезненно реагируют, когда их обгоняет женщина — прибавляют скорость, не дают завершить обгон. Хорошо, что машин немного.
Бензин почти на нуле, но впереди Медина — город большой, заправимся. И тут неожиданная неприятность — знак, что Медина запретный город, и предложение объехать его по окружной, где бензозаправок, по данным Maps.me, нет. Вариантов нет, продолжаем движение и въезжаем во второй по значимости город ислама.
На бензоколонке спрашиваю, где туалет.
— За углом.
— А женский?
— Женского здесь нет.
Встречал туалеты «Только для иностранцев», «Только для принцев и принцесс», но с гендерной сегрегацией столкнулся впервые. Скорее всего, особенность бензоколонки, женщин- паломников тоже много, да и в дальнейшем с такой дискриминацией не сталкивались.
В целом на арендованном автомобиле ездить по Саудовской Аравии можно. Тем более что даже из аэропорта в город общественного транспорта не нашли. Часто на основных трассах арабская вязь на знаках дорожного движения дублируется привычными для нас цифрами и не надо гадать о скоростных ограничениях. В городах встречаются элементы «умного города» — установленные над трассой видеокамеры, фиксирующие нарушения. Интересно выглядят видеокамеры в пустыне с питанием от солнечных батарей. Блокпосты на дорогах встречаются, но ни разу на них документы у нас не проверяли.
Саудовская Аравия. Февраль 2023.
Фото автора