Возвращаемся с Ириной к машине после осмотра дворца Каср аль-Ашик в Самарре.
Недалеко от нас на берегу Тигра расположилась на пикник местная многодетная семья. Разложили на земле покрывала, собрали хворост, разожгли костер, приготовили еду. Увидев вернувшихся иностранцев, послали к нам детей с тарелками плова. Мальчик достал смартфон и с помощью Google Translate перевел нам с арабского: «Добро пожаловать в Ирак».
Галину перехватили другие отдыхающие: «Вас трое — возьмите три апельсина». Сразу видно, что страна не испорчена массовым туризмом и мы для них путники, а не передвигающийся мешок с деньгами. Но даже для таких стран — гостеприимство впечатляющее. Даже не могу вспомнить место, где бы нам на рынках предлагали еду в подарок. А в Ираке — постоянно.
При слове «Самарра» возникает ассоциация с библейской притчей о добром самаритянине. В Библии говорилось о пришедшем на помощь чужаке — жителе города Самария с Западного берега реки Иордан, но если учесть, что ассирийцы переселили в него население из этих мест, то разница небольшая.
Город Самарра основан в 836 г. н.э. халифом из династии Аббасидов аль-Мутасимом, который перенес сюда столицу из Багдада. Замок Каср аль-Ашик сохранился лучше всех — удивительно, что вход в него, как, впрочем, и в остальные местные дворцы
— объекты всемирного наследия ЮНЕСКО — бесплатный. Дворец раскопали в 1960-х гг. и отреставрировали в 1980-х. Здание прямоугольной формы состоит из двух этажей, внизу катакомбы и хранилища. За стенами находился ров, в который поступала вода из подземного канала.
Всего дворцовых комплексов в Самарре шесть — они расположены на высоких берегах Тигра. Местные любят сюда приезжать целыми семьями — фотографироваться на фоне стен и устраивать пикники.
На другом берегу реки Тигр виднеются развалины другого дворца — Дар аль-Хилафа. Рядом с ним обнаружили хорошо сохранившееся здание, похожее на цирк. Если верить maps.me, это древний бассейн. Тогда огромная круглая площадь внутри — его дно.
Самое оригинальное здание — спиральный минарет Большой мечети, построенный сыном аль-Мутасима, большим любителем архитектуры халифом аль-Мутаваккилем. На момент возведения это было самое крупное сооружение исламского мира. Сама мечеть была разрушена в 1278 г. внуком Чингис-хана, но минарет, несмотря на обстрелы, пережил даже Иракскую войну, хотя на его вершине находился обзорный пункт войск США. Очень хочется подняться наверх по опоясывающей мечеть дорожке, но не пускают — говорят, что здание на реконструкции.
Самарра — священное место для мусульман-шиитов, которые считают, что стать имамом, единственным и законным представителем Бога на земле, можно только по наследству, то есть будучи потомком Пророка. Всего признаются 12 имамов, из них двое — 10-й, Али аль-Хади и 11-й, Хасан аль-Аскари — похоронены в мечети Аскария в Самарре. Последний — Махди, родился в Самарре в 868 в г. и, согласно доктрине шиитов, проживает в тайне, а к Концу Времен вернется и наполнит землю правосудием и миром.
Припарковаться около мечети Аскария не удалось — место нашли лишь в километре от входа. Впрочем, не беда — вышли на дорогу, проголосовали и нас бесплатно подбросили. Дресс-код у шиитов строже, чем у суннитов, так что Ирине и Галине пришлось надевать бесформенные накидки — чадор.
С безопасностью все серьезно — нельзя проносить сумки, всех прогоняют через рамку металлоискателя. Но все же не так жестко, как в Золотой мечети (Аль-Казимийя) в Багдаде, где Ирину не пустили в одежде, в которой год назад пускали в мечеть в Медине. Пришлось купить дополнительную накидку, пройти два пункта проверки и сдать даже обувь. Женский вход сразу не нашли, спросили у охранника. Когда тот узнал, что мы из России — женщин пустили без проверки.
Внутри красиво, все блестит и сверкает. Главное место — усыпальницы имамов, к которым трудно протолкаться как с мужской, так и с женской половины. Лайфхак для путешественников — в мечети есть бесплатная столовая, отдельно для женщин и для мужчин. Ирина с Галиной управились быстро, а вот на мужской половине народу было значительно больше.
Зал разбит на две половины с длинными столами, по проходу между которыми возят тележки с одноразовыми тарелками с едой — рисом с овощами. Заходишь, садишься на последнее свободное место и ждешь, когда передадут тарелку.
Во время войны в Ираке в 2006 г. в мечети произошел взрыв, повредивший золотой купол. Теракт породил вспышки насилия по всей стране и чуть не привел к гражданской войне между суннитами и шиитами. Президент США обвинил в теракте Аль-Каиду, впрочем, сидевший рядом со мной за столом мужчина был убежден, что в купол попала американская ракета. В 2007-м в мечети произошел еще один теракт — взорвали минареты. К счастью, все уже восстановили, хотя какие-то реставрационные работы еще ведутся.
Антиамериканские настроения заметны, что не удивительно — Самарра была одним из центров повстанческой деятельности в стране, на штурм города в 2004 г. пятитысячной группировке оккупационных войск понадобилось три дня. Да и сейчас, судя по огромному числу блок-постов по дороге от Самарры к столице, не все до конца успокоилось.
Ловим машину и возвращаемся к месту нашей парковки. Следующая цель нашей экспедиции — древний Вавилон.
Ирак. Январь 2024. Фото автора