Запрещенный портал, или Особенности ИТ Туркменистана

аэропорт1

Доступ к порталу IKSMEDIA.RU  в Туркменистане заблокирован. Почему — непонятно, в материалах об этой стране удалось найти только пресс-релиз об участии «Росатома» в Туркмено-российском бизнес-форуме в Ашхабаде в 2023 году, на котором обсуждались  технологии «Умного города».

Почему под туркменский запрет попали «Одноклассники»,  «Вконтакте», Telegram – понять можно, мало ли что напишут пользователи в неподконтрольных властям соцсетях. Но портал, который пишет только о современных ИТ? Хорошо, что хоть «Яндекс» здесь не под запретом.

Тестирую туркменский интернет в аэропорту Ашхабада. До пересадки на самолет до Малайзии — цели нашего очередного ИТ-путешествия — времени много. В город не выпускают, хотя этим вопросом заранее озаботился еще в Москве, позвонив в посольство Туркмении.

— Можно получить транзитную визу в Туркменистан? Хочется при пересадке выйти в город и переночевать в отеле.

— Нет, спите в аэропорту.

Туркмения — одна из самых закрытых стран мира. Газа много, деньги туристов не нужны. Никто из моих знакомых попасть в нее не смог — не дали визу. Туристические компании сразу предупреждают, что запрос на визу подать могут, но шансы небольшие и деньги в случае отказа не вернут. На вечере общества русско-туркменской дружбы в Доме русского зарубежья посоветовали получить визу для участия в конференции. Посылал запрос на участие в телеком-конференции Türkmentel-2023 в Ашхабаде — даже не ответили. Теоретически получить визу можно, если будет приглашение от местных, но на практике даже родственникам дают с большим трудом.

На вечере общества российско-туркменской дружбы в Доме русского зарубежья

На вечере общества русско-туркменской дружбы в Доме русского зарубежья

С информационными технологиями в стране дела обстоят неважно. Об этом можно судить уже по компании «Туркменские авиалинии» — нельзя не только выбрать заранее через интернет места в салоне самолета, но и просто зарегистрироваться на рейс. В итоге пришли в аэропорт за три часа до вылета, в очереди стояли два часа, а такая стандартная процедура, как транзит, вызвала ступор у девушки, регистрировавшей наши билеты. С программой не справилась, вызвала начальницу, которая тоже возилась минут двадцать. В итоге самолет улетал с часовым опозданием из Москвы и возвращался с двухчасовым опозданием из Куала-Лумпура.

Перелет из Ашхабада в Малайзию — 7,5 часов. Самолет — новый Boeing 777 с экраном компьютера в каждом кресле. Но выбор активности — два пункта: включить свет и вызвать стюардессу.

На борту самолета Туркменских авиалиний

На борту самолета Туркменских авиалиний

Вызываю и спрашиваю стюардессу — будет ли что-то еще. Хотя бы карта полета. А лучше фильм о стране. — Пока нет. — Пока, значит, потом появится? — Вряд ли, ведь ничего не загружали.

Несколько раз объявили о запрете на фото- и видеосъемку на борту самолета. Давно с таким не сталкивался. Все же не удержался и снял на смартфон экран — развлечений и так не много.

Справедливости ради надо сказать, на обратном пути фильмы загрузили. Так что с продукцией туркменского кинематографа познакомился, жаль, что без перевода. И жаль, что после загрузки перестал работать выключатель света.

В Туркменистане нет современных сервисов, предлагаемых на наших «Госуслугах», ставших уже привычными в России. На мой вопрос к местному жителю — сколько стоит гигабайт интернет-трафика, получил ответ, что в Туркменистане считают мегабайтами. Интернет медленный и дорогой — в три раза дороже чем в России. Конкуренции нет, так как в стране всего один провайдер — государственный монополист «Туркментелеком». Есть и мелкие компании-провайдеры, но все они по факту дочки «Туркментелекома» и полностью ему подчиняются. В том числе и предоставляющая услуги мобильной связи «Алтын Асыр» (бренд TM Cell). «Алтын Асыр» переводится как «золотой век» — так здесь называют постсоветскую эпоху независимости Туркменистана. На рынке был еще «МТС-Туркменистан», первый оператор сотовой связи в республике, но с 2017 года дочка российского гиганта сервисы в республике не предоставляет.

В здании аэропорта Ашхабада

В здании аэропорта Ашхабада

Использование своего провайдера облегчает контроль пользователей. За критику в интернете сажают на 10, а то и 15 суток. Если решат, что оскорбил президента — дадут пять лет. Контролируют и личную переписку. Жена моего собеседника из любопытства стала интересоваться у блогера из Европы — как у них проходит процесс усыновления детей из детских домов. Вызвали на профилактическую беседу и установили наружное наблюдение. Больше любопытство не проявляла.

Есть проблема с ИТ-кадрами. У туркменского предпринимателя, с которым разговорился в аэропорту, два сына. Один выучился на айтишника в США, но домой возвращаться не хочет, говорит, что не может найти интересную работу по специальности. Другой учится на врача в Беларуси и возвращаться тоже не хочет. Это проблема — оборудование в медицинских центрах самое современное, а врачей не хватает. Предприниматель утверждал, что люди в республике живут нормально, коммунальные платежи низкие, но некоторые местные законы ставят в тупик. Например, жители столицы могут покупать автомобили только белого цвета.

Пообщался с русской учительницей начальных классов. В школе есть классы с преподаванием на туркменском и русском языках. Знание русского языка для туркменов — шанс на получение хорошего образования за пределами страны. Сама учительница туркменского не знает — все окружение говорит по-русски. Зато сын владеет свободно — выучил, когда служил в армии. Был единственным русским в подразделении.

Туркмены относятся к русскоязычным доброжелательно, не хотят чтобы они уезжали из страны. Но доля русскоязычных по сравнению с советскими временами сократилась на порядок. Никто не выгоняет, но напрягает кумовство — на все должности независимо от компетенции местные ставят своих родственников, и коррупция — даже за место дворника надо дать откат в один-два оклада. За учебу надо тоже постоянно давать взятки, если есть много денег — можно совсем ничего не знать. Как следствие — очень низкая квалификация выпускников, в том числе врачей и педагогов. Которые тоже за все берут взятки, чтобы отбить расходы на образование.

Доступны все российские телевизионные каналы. Женщина в основном смотрит ТВ3, муж — телеканал «Звезда». Визовые ограничения для иностранцев бьют и по жителям Туркменистана. Собеседница заплатила за транзитную визу в Казахстан, чтобы на машине навестить родственников в России — визу по непонятной причине не дали и деньги пропали.

В плане информационных технологий Туркменистан очень скромно выглядит на фоне своих более продвинутых соседей — Казахстана и Узбекистана. Власти это понимают и пытаются исправить ситуацию. В мае 2024 года появились сообщения о планах перевода госуслуг в цифровой формат и даже строительства первого в стране дата-центра. Скорее всего, контракт на строительство достанется активно работающей на местном рынке китайской компании Huawei, но почему бы не попытаться вступить в борьбу и российским игрокам.

Развитие цифровых технологий вряд ли будет сопровождаться большей открытостью в интернете. В сентябре 2022 года глава МИД Туркменистана озвучил предложение по созданию автономной Национальной цифровой сети, по сути — местного интранета, не связанного с Всемирной паутиной. Так что возможна и полная изоляция этого сегмента глобальной сети.

Официальный курс — 4 маната за доллар, но даже в магазинах аэропорта берут по черному курсу — 20 манат за доллар. Походил по залам аэропорта (по мнению местных — лучшего в Азии), поменял деньги, купил сувениры, пофотографировал и, положив под голову рюкзачок, лег спать на лавочке.

Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Локализовано: шаблон под Wordpress