В во многом пророческом десятом романе Виктора Пелевина S.N.U.F.F в постапокалиптическом мире богатые люди («люди») обитали на летающем в небе искусственном шаре («офшаре»), периодически от скуки устраивая войны с живущими на земле технологически отсталыми орками («урками») Уркаинского Уркаганата. Ощущение, что оказались в верхнем мире (Big Biz) романа возникло, когда поднялись в забронированную через Booking.com комнату одного из небоскребов столицы Малайзии Куала-Лумпура. Стеклянная от пола до потолка стена позволяла любоваться панорамой утыканного небоскребами города, полученная на сутки карточка — посещать расположенный внизу на десятом этаже «Сад мечты», на 37-м: сауну, тренажерный зал и расположенный на открытом воздухе на краю бездны бассейн.
Комфортно, все говорят по-английски, на «искусственном шаре» можно жить постоянно, что многие и делают, потягивая коктейли в шезлонге у бассейна и от скуки наблюдая через бинокль жизнь расположенных далеко внизу трущоб.
Популярны башни-близнецы, стоящие рядом одинаковые небоскребы, соединенные «небесным мостом», в нашем случае на 37-м этаже. Так, не спускаясь на землю, можно зайти в гости к соседям. Самые известные близнецы столицы — похожие на гигантские початки кукурузы башни «Петронас» — гордость Малайзии. Первые небоскребы в стране долгое время были самыми высокими зданиями в Азии — 88 этажей, 451,9 метров. Пальму первенства забрал небоскреб Бурдж-Халифа в Дубае (828 метров), но по-прежнему «Петронас» самые высокие среди башен-близнецов в мире.
На 41 и 42 этажах соединяющий башни мост, куда по предварительной записи пускают туристов. Башни шатаются, так что соединение через мост не жесткое — на шарнирах.
«Небесный мост», соединяющий башни «Петронас»
Чтобы подняться на башни, надо купить билеты через интернет. Попробовали из Москвы — сайт не пропускает. Из Малайзии — всё получается, но при оплате белорусской картой требует код подтверждения из СМС, а роуминга от белорусского оператора в Малайзию нет. Зато есть в соседний султанат Бруней, где с трудом с пятой попытки смогли билеты оплатить. Такие вот сложности цифровизации.
Информационные технологии помогают в контакте с «нижним миром» — практически все услуги можно получить через смартфон. В стране хорошо развиты службы доставки, а цены на заказываемые через мобильные приложения Grab или Maxim машины настолько низкие (цена маршрутки в Москве), что возникает желание передвигаться по городу только на такси.
Впрочем, огромные пробки такое желание отбивают. Такси значительно дешевле аналога нашего «Аэроэкспресса» — поезда, соединяющего аэропорт и центр города, но поездка займет непредсказуемое время, так что брать такси можно, только если никуда не спешишь
В вагоне поезда монорельсовой дороги
Добравшись до Central Bus Station пересели на монорельс. Со стороны монорельсовый поезд смотрится как картинка из фантастического фильма — белая стрела, летящая над улицами сквозь плотную городскую застройку. Изучили особенности проезда и выяснили, что в вагоне нельзя провозить дуриан, кошек, собак и целоваться. Об этом напоминают наклеенные над окнами значки.
В самом городе лучше передвигаться на современном, полностью автоматическом (в поезде нет машиниста!) метро, ощущая себя попавшим в будущее. Или на дешевом городском автобусе, где столкнулись с обратной стороной цифровизации — оплату наличными не берут, а специально для поездки полученная в «Россельхозбанке» карта Union Pay – не работает. Использование карты Union Pay — как квест. За монорельс оплатить можно, в одном кафе берут, в другом — не проходит. Выручает полученная в соседней постсоветской стране VISA — с ней проблем не было.
Цифровая экономика — один из самых быстрорастущих секторов в Малайзии. В обнародованном в 2021 году «Плане цифровой экономики Малайзии» установлена задача — привлечь 16,1 миллиарда долларов инвестиций в цифровые технологии к 2025 году и обеспечить вклад сектора в более чем 22,5 процента ВВП.
Город небоскребов
Особое внимание уделяется дата-центрам. В 2023 году власти запустили инициативу Green Lane Pathway, призванную упростить процедуру получения разрешений на использование электроэнергии и сократить сроки строительства центров обработки данных до 12 месяцев.
В стране уже 20 дата-центров, имеющих сертификацию Uptime Institute. В октябре 2022 года компания Bridge Data Centers со штаб-квартирой в Сингапуре открыла первую очередь дата-центра в расположенном на границе с Сингапуром малазийском штате Джохор. После завершения строительства дата-центр MY06 будет иметь мощность 110 МВт. По данным рейтинга DC Byte 2024 Global Data Centre Index, город Джохор-Бару — самый быстрорастущий рынок центров обработки данных в Юго-Восточной Азии. Если будут реализованы все проекты, в том числе находящиеся на ранних стадиях планирования, то общая мощность расположенных в нем ЦОДов достигнет 1,6 ГВт. А по общей мощности дата-центров страна в Юго-Восточной Азии будет уступать только Японии и Индии.
Бум на рынке дата-центров положительно сказывается на экономике страны, но вызывает опасения у экологов по поводу запросов на электроэнергию и воду. Энергия и земля стоят дешево, что дает преимущество перед небольшими городами-государствами, такими как Гонконг и Сингапур, но ресурсы не бесконечны. По оценкам Kenanga Investment Bank Research, спрос на электроэнергию со стороны центров обработки данных в Малайзии достигнет к 2035 году 5 ГВт. В настоящее время установленная электрическая мощность для всей Малайзии, по данным малазийской электроэнергетической компании Tenaga Nasional Berhad, составляет около 27 ГВт.
Музей телекома
О развитии систем связи в Малайзии можно узнать в Muzium Telekom, во многом похожем на «Музей истории телефона» в Москве. Вот только в нашем нет манекенов-связистов. Если история связи не интересует — можно просто посидеть в прохладном месте, отдохнуть от изматывающей, особенно на солнце, жары.
Город понравился, на улицах довольно чисто, много разного уровня стоимости кафе, нет попрошаек. Поднялись на телевизионную башню Менара Куала-Лумпур, сфотографировались в стеклянном боксе Sky Box — вынесенной над бездной кабинке со стеклянным полом, попили свежевыжатые соки тропических фруктов в маленьком уличном кафе и отправились в аэропорт.