Из аэропорта в столицу Брунея Бандар-Сери-Бегаван пришлось ехать автостопом. В планы это не входило, но что делать — в единственном обменнике аэропорта брали только «радужные» доллары, а наши не такие уж старые с большим овалом забраковали. Взяли только мелкую купюру в $10, так что мы почувствовали себя проигравшими героями телевизионной программы «Орел и решка» и пошли на остановку автобуса. Тут ожидала очередная засада — с наступлением сумерек перестают ходить автобусы, так что очень повезло, что нас согласилась подкинуть до города замотанная в платок немолодая женщина на каком-то навороченном автомобиле.
Женщина оказалась преподавателем в медицинском вузе, училась в Кембридже и австралийском Перте. Но все равно — одна женщина за рулем, и согласиться взять в темноте двух незнакомцев, да еще в такой мусульманской стране, как Бруней, — это довольно смело.
В маленьком забронированном через booking.com гестхаузе повезло еще больше — сработала карта Union Pay, так что, загрузив в номер вещи, пошли осматривать ночной город.
На улицах и набережной реки Бруней народу почти нет, редкие прохожие приветливы, да и в целом город выглядит безопасным. Хорошо смотрятся подсвеченные баобабы и местный «Храм Христа Спасителя» — главная мечеть страны «Султана Омара Али Сайфуддина», носящая имя отца текущего султана Брунея.
Заглянули в нее и днем — красивая, просторная, с мраморными минаретами и золотыми куполами. Интересная особенность — общий вход для женщин и мужчин. Королевская мечеть стоит на берегу искусственной лагуны, в которой «плавает» каменная копия «Махлигая» (королевской баржи) 16 века султана Болкиаха — 5-го правителя Брунея.
Королевская баржа
Хитросплетение родственных связей правящего рода можно изучить в бесплатном Историческом центре Брунея. А вот бесплатный для местных музей подарков султану неожиданно оказался платным для иностранцев.
Центр города перекрыт для автомобилей — сегодня в султанате Олимпийский день. С 1987 года 23 июня в Брунее проводятся массовые забеги от двух до десяти километров. Счастливых победителей можно выделить по пакетам с подарками.
Вернулись на набережную и осмотрели странный памятник, похожий на цифру «7».
Подарок султану на юбилей
Оказалось, что это подарок султану Хаджи Хассаналу Болкиаху от народа Брунея по случаю 60-летия Его Величества. Уровень жизни граждан султаната неплохой. Нефть пока есть, население небольшое. В султанате бесплатны медицина и образование, вплоть до высшего. Для граждан Брунея отсутствует подоходный налог. Разрешено многоженство.
Развиваются информационные технологии. В стране есть даже свой дата-центр, принадлежащий государственной компании Unified National Networks (UNN). Компания предлагает услуги колокейшн, облачного хостинга и интернет-обмена. Интернет недешевый: по данным Forbes, Бруней входит в четверку стран с самым дорогим интернетом в мире.
Султан любит праздники и юбилеи, приглашает мировых знаменитостей и не жалеет на них средств. На семейных празднованиях выступали Уитни Хьюстон и Майкл Джексон, одной из дочерей султан на свадьбу подарил самолет Airbus A340 за 100 миллионов долларов.
Султан — абсолютный монарх, который может выпускать любые законы. Захотел – на три года запретил продажу табачных изделий. Захотел – запретил праздновать Рождество. Занимает посты премьер-министра, министра обороны, министра иностранных дел и министра финансов Брунея. В стране одна партия, конечно, монархическая, состоящая в основном из родственников султана. Критика султана и членов его семьи считается уголовным преступлением и наказывается тюремным сроком.
Султан имеет зарубежные правительственные награды: два ордена из Великобритании и два с Украины. Коллекционирует автомобили. Занимает первое место в мире по продолжительности пребывания на престоле среди ныне здравствующих монархов и руководителей стран. Долгое время считался самым богатым человеком в мире, но снижение цен на нефть и мотовство младшего брата Джефри, которого за любвеобильность и расточительность прозвали «главным плейбоем планеты», уменьшили его состояние.
Дворец Нурул Иман
У султана несколько дворцов — в том числе Нурул Иман («Дворец веры и света») — самый большой действующий дворец в мире. Его золотой шарообразный купол, покрытый 22-каратным золотом, особенно хорошо смотрится со стороны «брунейской Венеции» — лачуг деревни на воде, куда мы отправились, переправившись на лодке через реку.
Брунейская «Венеция»
С одной стороны, жить в домах на сваях удобно — не надо платить налог на землю, да и мусор и другие отходы бесплатно уносятся рекой. С другой — высокая влажность и крокодилы, на Борнео они самые большие в мире. Особенно не позавидуешь котам, которые и так не в восторге от воды, а тут еще и постоянный риск быть съеденным рептилией.
В деревне на воде есть все необходимое для жизни: бензоколонка, пожарная часть, полицейский участок и даже КПЗ. Между домами передвигаются на моторных лодках или по постоянно влажным и гниющим деревянным настилам — одна доска подо мной даже провалилась. Вспомнились строчки песни Александра Городницкого «А я иду по деревянным городам, где мостовые скрипят, как половицы». Не думал, что по «деревянному городу» придется пройти так далеко от Севера.
Мостовые скрипят, как половицы
Один из лодочников, увидев одиноких туристов, предложил свои услуги. Отсутствие местных денег не смутило — согласился взять малазийские, и мы отправились вверх по реке.
Крокодилы действительно есть — видели уже мертвого, попавшегося в ловушку, и трехметрового живого, точнее, его выглядывающие из воды морду и длинный вдоль тела гребень.
Еле видимый гребень крокодила
Плыть приятно — вода освежает и не так жарко. Есть что посмотреть — на дереве отдыхает внушительного размера варан, по веткам прыгают носатые обезьяны. Фотографируем и продолжаем путь вглубь страны.
Отдыхающий варан
Бруней. Июнь 2024. Фото автора