Основная статья расходов в заграничном путешествии – авиабилеты. Есть несколько способов сэкономить на их покупке.
Во многие популярные курорты организуются чартерные рейсы. Туроператоры заранее выкупают все места в самолете и естественно заинтересованы в том, чтобы продать их туристам. Как правило, не задолго до отлета выясняется, что на борту еще есть свободные места. Туристические фирмы сбрасывают цены, зачастую ниже себестоимости, надеясь в последствии компенсировать свои потери за счет организаций экскурсий и прочих развлечений, так как турист на отдыхе все равно будет тратить деньги. Да и продать места в самолете дешево лучше, чем совсем потерять деньги. Так что цены почти всегда сбрасывают и ваша задача – поймать момент, когда цена минимальна, а билеты еще есть.
Конечно, есть риск, что билеты раскупят, но тогда вы просто перенесете поездку и будете ловить минимум цены по новой. Цены отслеживаются через Интернет.
В 2003 мы таким образом взяли билеты до итальянского курорта Римини за 180$ (конечно это стоимость билета туда и обратно), на следующий год за эту же сумму слетали в Шарм-эль-шейх, причем в стоимость входило еще и недельное проживание в дешевой трехзвездночной гостинице. Саму гостиницу мы использовали лишь в день приезда и день отъезда, отправившись в самостоятельное путешествие в Иорданию и Израиль, но все равно этот бонус был приятен – можно было принять до и после перелета душ и нормально отдохнуть.
Чартерные рейсы дешево использовать для заброски в район будущего путешествия. Но набор таких мест ограничен, и приходится выбирать регулярные рейсы. Здесь также можно сильно сэкономить.
Во-первых, практически все авиакомпании проводят акции, во время которых сильно сбрасывают цену на билеты. Ваша задача найти такую акцию и успеть купить дешевый билет. Примерно известны сроки, когда проводит акцию та или иная авиакомпания. Например, Аэрофлот регулярно проводит ее в конце года, да и в течении года такие акции бывают, по разным направлениям. В общем, заходите на сайты основных авиаперевозчиков и смотрите ленту новостей. Не забывайте, что реальная цена билета будет выше, так как в нее обычно не закладывают сборы аэропорта. Если у вас в пути несколько пересадок, то конечная цена билета может вырасти очень значительно.
Во-вторых, вы можете получить скидку, если летите группой. Соберите группу единомышленников, например, через объявления в Интернете, получите групповую скидку, а после прилета можете путешествовать врозь, выбирая интересные места по своему вкусу. Обычно такие скидки дают на группы от 10 человек (несколько раз получали такую скидку в Эйр-Франс), причем о размере скидки можно даже торговаться. Процентов пять – десять можно скинуть без проблем. Хорошо помогают при этом письма каких-нибудь организаций, подтверждающие, что вы не просто ищущие приключений туристы, а настоящая экспедиция с серьезной задачей, например поиска снежного человека, следов визита инопланетян или хотя бы изучения передового опыта по охране окружающей среды. Когда я летел на «Египетских авиалиниях» из Москвы до Йоханнесбурга, то смог получить семи процентную скидку на билеты даже для группы из пяти человек.
Если вы много путешествуете на самолетах, например, по основной работе, то имеет смысл участвовать в бонусных программах авиакомпаний, набирая очки за дальность перелетов. Я знаю людей, которые таким образом смогли отправиться в путешествие бесплатно.
В третьих, сравнивайте цены разных авиакомпаний. В Европе есть даже специальные авиакомпании, специализирующиеся на сверхдешевых перелетах по континенту. Конечно, сервис там минимален, да и прилетать вы будете в неудобное время и в неудобное место, но разница в цене впечатляет. Жаль, что только они не летают в Россию.
В некоторых странах цена зависит от количества проданных авиабилетов. Чем меньше продано билетов, тем они дешевле. Самые дорогие билеты – непосредственно перед вылетом. Так, например, мы покупали шесть билетов на внутренний перелет по Венесуэле по $100, а седьмой, долго думающий участник, через пятнадцать минут после нас уже по $110.
Если у вас заранее спланирован весь маршрут – попробуйте сразу купить все перелеты в одной авиакомпании. Хорошо известно, что билет в один конец зачастую не намного дешевле перелета туда и обратно. Скидки за опт можно получить и при сложных комбинированных перелетах. Еще один плюс общего билета – авиакомпания будет отвечать за задержки рейсов и разные нестыковки. А в случае больших разрывов во времени бесплатно кормить и размещать в гостиницах. Билеты с фиксированной датой вылета будут дешевле – если весь поход у вас тщательно продуман, то берите их. Но если дату перелета придется менять, то вы потеряете какую-то сумму на замене билета.
И еще немного по крупным авиакомпаниям. Самая лучшая – это Эмирейтс. Мое мнение разделяют многие, эта компания регулярно признается лучшей в мире. Отличный сервис, кормят «на убой» и при всем этом можно купить и достаточно дешевые билеты. Худшая – Скандинавские авиалинии. Такого крохоборства я нигде не встречал. Стакана воды у стюардесс не допросишься, только за деньги. А всю жидкость, в том числе и запечатанные бутылки с водой на контроле отбирают. Летал самолетами этой авиакомпании четыре раза – и все время болела голова – по ощущениям как от горной болезни, видимо что-то с плохой гермитизацией салона.
Отдельный вопрос – вес багажа. Разрешенный вес пишут на билетах. Обычно разрешается провозить 20 килограмм багажа плюс 5 килограмм ручной клади. На внутренних рейсах меня заставляли переплачивать за один килограмм перевеса (!). На международных линиях до такого маразма не дошли, но и там перевеса больше чем в пять килограмм лучше не допускать – это вылетит в большую копеечку. Лучше заранее взвесить рюкзаки, равномерно разбросать груз по 20 килограмм, а остальное одеть на себя или пронести через ручную кладь. Ручную кладь, конечно, тоже взвешивают, но никто не сможет помешать догрузить сумки с ручной кладью после того, как вы получили на них бирки.
При планировании маршрута нужно продумать ограничения на вес на всех планируемых перелетах. Так бывает, что в страну можно везти багаж весом в 3о килограмм (например, в Эфиопию), а обратно только двадцать. Или вы планируете по стране летать на маленьких самолетах, где существует ограничение на вес багажа в десять килограмм. Продумайте заранее, как вы поступите с остальным весом. Сдадите в камеру хранения, оставите на ресепшене своего отеля, съедите или выпьете.
Еще немного об авиаперелетах. По статистике в аэропортах теряется до десяти процентов багажа. Нет, ваш багаж, конечно, найдут, и быть может даже привезут домой или в гостиницу, но времени и нервов вы при этом потеряете изрядно. А если вы прилетели в далекую экзотическую страну и не можете ждать? Например, у вас билеты на поезд или самолет местной авиакомпании? Так что лучше озаботиться этим вопросом заранее и приклеить к рюкзаку скотчем бумажку, на которой крупными буквами написан ваш рейс и пункт назначения. Такой багаж потерять будет сложнее.
Также неплохо запаковать рюкзак в мешок. Мы для этого используем скотч и пластиковые мешки для мусора – дешево и сердито. И пачкается меньше и меньше шансов, что в него залезут грузчики, когда будут перекладывать из самолета в самолет в пунктах пересадки. А такое тоже бывает.
При ночных перелетах нужно подумать о сне. Лучше всего занять в конце салона три кресла и лечь на них спать. Иногда так можно спать вдвоем – второй человек спит на полу под этими сиденьями. Но, некоторым стюардессам это не нравится. Они будят лежащего на полу и грозятся вызвать в аэропорт прибытия полицию. Особенно зверствуют в этом плане южноафриканские авиалинии. Не настаивайте – могут на самом деле связаться с полицией.
Да и свободные места бывают не всегда. Так что лучше возьмите с собой специальную небольшую надувную подушку, которая крепится на шее. Спать гораздо удобней. И возьмите в салон что-нибудь теплое, например, поларовую куртку – во сне можно замерзнуть.
А вот ботинки лучше снять, чтобы не затекали ноги. Некоторые авиакомпании даже выдают специальные носки, чтобы пассажиры ходили в них по салону.
Николай Носов