Особенности аренды машины в развивающихся странах

Ботсвана. Застрявший джип

В настоящее время все большее число туристов во время заграничных поездок берут напрокат машину. Это действительно удобно – едешь, куда тебе надо, останавливаешься там, где хочешь – полная свобода в прокладывании  маршрута.

Легко перевозить вещи, продукты и снаряжение. И не надо изучать расписание рейсовых автобусов, вести переговоры с водителями попутных машин или торговаться с таксистами. Добравшись до нужного района, можно сдать машину и отправиться в спортивную часть путешествия или, если вас интересует непосредственно автомобильный туризм, дальше отправиться в путь на арендованной машине.

Если вы путешествуете группой, то это может быть выгодно и экономически. Цена аренды машины делится на всех участников похода и, зачастую, расходы получаются меньше, чем при покупке билетов на рейсовый автобус. А этого автобуса, идущего в интересующем вас направлении, может и вообще не быть. Особенно в развивающихся странах, где бывают проблемы с общественным транспортом.

Наш первый опыт аренды машины был очень удачным. В Ботсване у нас не было никаких проблем с арендованным джипом Toyota DeLuxe. Он не ломался и не глох, даже когда мы форсировали большие лужи. Когда мы сдавали его в Габароне, то персонал фирмы AVIS не сделал никаких замечаний, хотя лакокрасочное покрытие было изрядно исцарапано о колючки в буше, да еще и на панели приборов горела какая-то лампочка, сигнализирующая о неисправностях.

Конечно, в стоимость аренды была включена страховка, которая и покрыла все эти повреждения, но в благополучном решении этого вопроса мы были совсем не уверены.

В ЮАР мы брали машину уже не в международном, а в крупном местном агентстве. Тут мы столкнулись с откровенным жульничеством. Перед подписанием договора аренды мы попросили посчитать всю сумму, которую заплатим, если за два дня доедем от Йоханнесбурга до Питермарицбурга.

Менеджер южноафриканской фирмы умышленно скрыл, что предлагаемый им тариф включает ограничение на ежедневный пробег, и в итоге с нас сняли сумму, в три раза превышающую оговоренную. Когда по возвращении в Йоханнесбург мы обратились в фирму за разъяснениями, менеджер сослался на тариф, который был опубликован в Интернете. Наши возражения, что эти ограничения должны были быть прямо прописаны в тексте договора, никого не заинтересовали. Так что на будущее мы поняли, что надо тщательней готовиться и самим просчитывать по Интернету стоимость аренды, не надеясь на не всегда порядочных клерков.

При поездке в Кению мы арендовали машину в местной маленькой компании, не имеющей даже представительства в Интернете. И проблем получили еще больше. Мы, наученные горьким опытом, тщательно изучили договор, прописали в нем все недостающие, на наш взгляд, положения, оговорили необходимое дополнительное оборудование, оплатили все страховки и смело отправились в путь. Каким же было наше удивление, когда в заранее условленном месте – поселке Чогория мы увидели, вместо заранее заказанного и проверенного нами в офисе компании джипа Toyota DeLuxe, изрядно потрепанный джип  Toyota Prado.  Причем машина была без второго запасного колеса и прочей оговоренной мелочи, типа буксировочного троса. Что в фирме на тот момент было свободным, то и дали. В поселке все равно никакого проката не было, а возвращение в Найроби для повторных переговоров с администрацией сулило потерю дня отпуска и не факт, что исправило бы ситуацию. А при обращении в другую фирму мы бы еще и потеряли задаток.

Приехавший в поселок Чогория менеджер стал требовать внесения залога за машину наличными. На это мы не могли пойти, так как с трудом верилось, что наличные деньги могут в Африке вернуться обратно. Ведь мы должны были оставить в залог за машину $700   — по местным меркам, целое состояние. Да и застрахована по условиям договора машина была почти от всего. Страховка не распространялась только на колеса и лобовое стекло. А на такую сумму набить стекол представлялось маловероятным.

Менеджер долго придумывал предлог, чтобы взять залог наличными. Он достал из сумки кард-ридер, вставил в устройство нашу кредитную карточку и объявил, что она недействительна, хотя мы только что расплачивались по ней в магазине. Потом сел в джип и уехал, думая, что перспектива остаться совсем без машины сделает нас сговорчивей. Мы отреагировали на его отъезд спокойно, так что менеджер отсутствовал только пять минут, а затем, как ни в чем не бывало, вернулся и согласился на безналичный залог.

Наши друзья не проявили такой настойчивости и потеряли наличные деньги, которые они оставили в качестве залога. В предпоследний день менеджер забрал их машину под предлогом, что нужно проверить ее на наличие неисправностей, и больше ни его, ни своих денег они не видели. Конечно, они написали заявление в полицию, указав, что у них отобрали машину на день раньше оплаченного срока, да еще и не вернули залог, но толку от бумаги было мало. Впоследствии представитель фирмы все же ответил им по электронной почте и прислал счет, точно соответствующий сумме присвоенного депозита. Причем в этот счет входил ремонт неисправностей не только их, но и нашей отремонтированной по страховке машины, хотя мы брали джипы совершенно независимо друг от друга, по разным договорам аренды и в разное время. С таким же успехом он мог поставить в этот счет стоимость ремонта машины российского посла.

Ремонт машины по уже оплаченной страховке – тема отдельного разговора. Понятно, что никто в пустыню к нам ремонтировать машину не поехал (хотя, исходя из  условий договора, на это можно было рассчитывать). Но вот то, что фирма отказалась менять полетевшие амортизаторы, когда мы добрались до цивилизации, было неприятным сюрпризом. Мы по телефону предложили представителю фирмы отремонтироваться в любом указанном нам компанией сервисе и при сдаче машины предъявить счет. Но менеджер заявил, что машина будет отремонтирована по страховке, только если мы доедем до конкретного города, где расположены мастерские фирмы. Да еще и содрал с нас командировочные  за свой проезд до мастерских из  столицы.

Трудно себе представить, чего нам стоило добраться до этого города с тремя убитыми амортизаторами. Интересно, а если бы у нас накрылся двигатель, нам бы пришлось самим машину до мастерских руками толкать?

Так что на договор в таких местах особо рассчитывать не стоит. Ясно понимайте, что положения заключенного договора аренды не незыблемые обязательства, а лишь доводы в длинных утомительных переговорах. И не забывайте, что переговоры обычно проводятся по телефону и их тоже никто вам не оплатит. Так что лучше сразу по приезду купите карточку местного оператора сотовой связи, переговоры по спутниковому телефону и, тем более, по карточке российского провайдера обойдутся вам в большую копеечку.

 

Теперь рассмотрим  требования, которые предъявляются к желающему взять напрокат машину. Сразу скажу, что, хотя на официальных сайтах сдающих машины компаний они выглядят довольно грозно, на практике все не так уж строго.

В африканских странах, видимо беря пример с Европы, на официальном уровне требуют, чтобы у водителя были международные права. Например, такое требование есть в Кении. На практике, подозреваю, что представители прокатных компаний об этом и не слышали. Так что обычные российские права не вызывают никаких вопросов. В том числе и на дорогах, тем более, что гаишников я в Африке вообще не встречал. Всякие военные патрули, заставы, блокпосты – сколько угодно. Но их интересуют ваши права только как удостоверение личности. Кем они выданы – все равно, главное, чтобы была фотография и печать. Хотя, сидя за рулем, мы в аварии в этих местах не попадали. Возможно, тогда все будет по-другому. Например, в Китае в случае дорожно-транспортного происшествия сразу вспоминают, что в стране действительны только китайские водительские права, так что и международные права не спасают, они тоже недействительны. И сразу становится ясно, кто виноват в ДТП.

Вызывают улыбку и декларации на сайтах прокатных фирм, что машину могут не дать в аренду, если у себя на родине водитель нарушал правила дорожного движения. Ну, возможно, в Европе есть базы штрафников, но как фирмы смогут проверить законопослушность водителя в Африке? Например, не садились ли вы за руль в нетрезвом виде?

В реальности никого там история ваших правонарушений не интересует. А пиво народ пьет, прямо не отрываясь от баранки. Африка ведь, жарко очень. В мусульманских странах, конечно, пьющих за рулем я не видел, но и там  прокатные фирмы интересует только ваша платежеспособность, а не история дорожных преступлений.

Иногда машину лучше брать с местным шофером. У этого варианта есть явные недостатки – водитель занимает одно место, за шофера нужно платить, его нужно кормить и зачастую он сильно мешает на маршруте, например, излишне перестраховываясь при встрече с животными. Обычно шофер спит прямо в машине, что тоже неудобно, так как некоторые участники тоже любят в ней спать, не связываясь с установкой палатки или экономя на гостиницах.

Тем не менее в некоторых странах без местного водителя будет трудно. Например, в Египте, где вообще никто не соблюдает правил дорожного движения, а выезд из туристической зоны требует специальных разрешений и сильно ограничен. А если вы, например, захотите поехать на своей машине из Хургады в Луксор или Каир, то предварительно должны записаться в охраняемый военными конвой.

Самостоятельные поездки по иранским городам – тоже для любителей автомобильного экстрима. Я так и не смог понять, когда машинам можно ехать на красный сигнал светофора, а когда нет. Такое ощущение, что в Тегеране правила дорожного движения какие-то свои, отличающиеся от международных. И все это на фоне интенсивного дорожного движения и огромных пробок.

Кроме того, местный водитель будет чинить машину и думать, где можно заправиться топливом. Это особенно актуально для Монголии, где бензоколонок мало, да и бензина на них зачастую нет.

Хотя, конечно, самому вести машину намного интересней. Просто нужно учитывать специфику конкретных стран. Например, что при поездке на север Кении нужно брать серьезный экспедиционный джип, оснащенный толстыми «неубиваемыми» колесами. У нас за время аренды на две машины случилось восемнадцать проколов, и это за период в десять дней. Острые камни пустыни не только рвали резину, но и срезали на колесах ниппеля, чего мы никак не ожидали. Хорошо еще, что мы были готовы к ремонтным работам – привезли с собой из Москвы компрессор и автомобильную аптечку.

При поездках по африканским пустыням не стоит забывать, что резина с ваших колес представляет большой интерес для местного населения. Здесь очень ценится обувь из автомобильных покрышек. Участники ралли Париж-Дакар рассказывали, что местные могут свинтить запаску даже за время совсем короткой остановки в пустыне.

При выборе машины нужно не забывать о месте для багажа. Если вы отправляетесь в дикие места, то нужно еще и продумать, как разместить в машине канистры с бензином. Если же вы отправляетесь в пустыню, то потребуется дополнительное место и для канистр с водой. Например, официально декларируется, что в джипе Toyota Prado семь сидячих мест, но реально у нас влезло только пять человек, так как два откидных места в багажнике пришлось снять – и так не хватало места для наших больших рюкзаков и канистр с водой. Канистры с дизтопливом мы разместили на крыше джипа.

Не забудьте проверить, есть ли в договоре ограничения на ежедневный пробег автомобиля. Так же бывают ограничения на еженедельный пробег. Выход за границы оговоренного километража приводит к серьезным штрафам. Например, в ЮАР мы заплатили в три раза больше, чем планировали. Так что для больших поездок целесообразней брать машину без ограничения пробега, о чем должно быть четко прописано в договоре.

Кроме того, в цену аренды могут быть не внесены некоторые налоги, например НДС, который может поднять цену аренды на 10-30 процентов, или дополнительные налоги аэропорта, если вы берете машину на его территории. Также узнайте, сколько с вас возьмут, если вы не успеете вернуть машину в срок или собираетесь сдавать автомобиль в другом городе или стране.

С вас также могут взять дополнительные деньги за заправку бензином, причем, как вы сами догадываетесь, цена топлива будет значительно превышать цену, указанную на бензоколонках. Так что если вам выдали машину с полным баком – заправьтесь под завязку перед сдачей машины обратно, если бак пустой – зафиксируйте это в договоре и катайтесь, пока не кончится бензин, все равно оставшееся в баке топливо вам не компенсируют.

Отдельная тема – страховка. Я бы очень рекомендовал застраховать арендованную машину от возможных поломок (CDW). И обратите внимание на красивое слово франшиза. Лучше всего, чтобы этого слова в договоре совсем не было, ведь франшиза – это сумма ущерба, которую вы покрываете из своего кармана. С другой стороны, франшиза снижает стоимость страховки. А вероятность того, что вам придется платить за ремонт из своего кармана, в таких местах очень реальна. Надо же как-то возвращаться в цивилизацию. А если вам не компенсируют небольшие расходы, то судиться все равно смысла не имеет – выигрыш не покроет судебных издержек. Так что решать вам. Не забудьте, что любая страховка – это большая лотерея, в которой гарантированно выигрывает только страховая компания. И еще, внимательно посмотрите договор – часто страховка не распространяется на колеса и лобовое стекло.

В странах с высоким уровнем криминала обязательно нужно страховать машину от угона (LDW). Как правило, стоимость страховки небольшая – несколько долларов в день, а спать вы будете намного спокойней. И во всех странах лучше иметь страхование гражданской ответственности (SLJ). В Европе без нее вообще нельзя садиться за руль. В Африке с этим проще – не уверен, что кто-то реально компенсирует убытки хозяину протараненной вами машины, но ваши позиции на разборках по поводу ДТП бесспорно укрепит.

Еще немного простых общих советов. Перед отъездом с прокатной стоянки в присутствии менеджера фирмы внимательно осмотрите автомобиль и зафиксируйте все дефекты внешнего вида и недочеты в комплектации. Все это должно быть отражено на бумаге за подписью менеджера или с печатью фирмы. А сдавая машину – получите подпись менеджера, что вы ее сдали в целости и сохранности. А то ведь разные случаи бывают. Например, один наш турист взял машину  Volvo S80 в Хельсинки в Финляндии, потом вернул ее в Стокгольме в Швеции – поставил на стоянку в отеле и отдал ключи на ресепшене. Он очень удивился, когда ему позвонили из прокатной фирмы и сказали, что обнаружили вмятину на правом переднем крыле и предъявили счет на 1733 евро. Турист не смог доказать отсутствия своей вины и ему пришлось платить.

Понятно, что все дефекты при беглом осмотре не выявишь. Например, в Кении мы не заметили прокола в запаске. А как его заметишь, если менеджер подкачал колеса непосредственно перед передачей нам машины.

В случае ДТП сразу звоните в прокатную контору. Возможно, они помогут вам вызвать полицию, если она в этих местах есть. Во всяком случае они проинструктируют вас, что делать. В конце концов, это единственная структура заинтересованная в решении возникшей проблемы. Будьте готовы, что протокол ДТП будет составлен на местном языке. Не подписывайте его без переводчика.

В целом подводных камней может быть много, так что внимательно изучайте договор. Общий вывод – лучше всего брать машину в крупной международной компании, которая дорожит своей репутацией. Тогда в случае конфликтной ситуации можно будет действительно опереться на согласованный текст.

Николай Носов

 

Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Есть 2 коммент. к “Особенности аренды машины в развивающихся странах”

  1. Ksu:

    Николай! Мне очень нравится ваш сайт, интересно читается и смотрится. Также оказалась любопытной информация по передвижению на рентованной машине в Египте — это только для русских нужен конвой или вообще для всех?

    • admin:

      По Египту лучше самим за рулем не ездить. Местные водители правил движения совсем не соблюдают, гаишников нет, а в случае аварии все договариваются по понятиям. Туристы всех стран из Хургады в Каир и Луксор едут в конвое под охраной. На Синайском полуострове проще — мы там ездили на «такси» — ловили любую машину и договаривались (надо долго торговаться) или общественном транспорте (расписания автобусов только на арабском — надо хотя-бы выучить их цифры)

Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>


+ 9 = десять

Локализовано: шаблон под Wordpress