После неудачной попытки восхождения возвращаемся в Сану. Мы по-прежнему единственные постояльцы в гостинице. Выражаю неудовольствие своим номером, точнее пулевым отверстием в окне, и, испуганный перспективой потерять единственного клиента, портье дает нам за те же деньги номер люкс, вполне достойный арабского шейха. В мирное время его стоимость вполне бы тянула на полторы тысячи долларов в сутки. Огромная спальня, с огромной кроватью, большая отдельная зала с кроватями для гарема.
Сана выглядит спокойно. Согласно сообщениям BBC, хуситы оставили столицу и теперь она находится под контролем правительственных войск. Так что о революционной ситуации напоминают только расклеенные на стенах листовки и приклеенные к задним стеклам автомобилей траурные фотографии родственников, погибших в беспорядках.
Осматриваем Старый город. Все очень красиво и колоритно. Настоящее арабское средневековье. Замотанные в черные ткани женщины. Пики минаретов. Шумный восточный рынок Сук-аль-Кат – один из древнейших в арабском мире. Изящные, тщательно отделанные снаружи надписями, белыми карнизами и орнаментами дома – башни, достигающие шести этажей. Археологи утверждают, что многие дома в Сане — точная копия домов древнего Вавилона. Нет, не зря Старый город Саны находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Детишки позируют очень охотно, смотрят, что получилось на фото, и убегают. Мужчины тоже позируют с удовольствием, некоторые даже просят их сфотографировать. А вот с женщинами – проблема. Поднимают крик, даже если только наведешь фотоаппарат в их сторону.
Впрочем, в преступных посягательствах на фотографирование женской красоты были замечены не только туристы из России. Двое мужчин, увидев идущую на улице в одной кепке Ирину, не удержались и тайком достали свои мобильные телефоны. Когда мы их за этим застукали, они так покраснели, как будто их застали за подглядыванием в женской бане. Пойманные с поличным, йеменцы лихорадочно стали прятать мобильники, а затем скрылись в доме.
Центральная улица Саны – русло реки. Очень удобно. В редкий период дождей – это главная река города. В остальное время – заасфальтированная дорога.
Сана (некоторые пишут Саана) – древний город. Легенда говорит, что его основал Сим, сын библейского Ноя. Ученые считают, что здесь жили люди еще до нашей эры. В 628 жители Йемена приняли ислам, и лично пророк Мухаммед приветствовал постройку в Сане первой мечети. Сейчас в Сане 50 мечетей, за что ее называют многобашенной. Первые европейцы попали в Сану в XVIII веке.
Сейчас в Йемене активно работают китайцы. Об этом напоминает расположенный на окраине города мемориал, построенный китайцами в память о своих рабочих, умерших на строительстве дорог в Йемене. Здесь любят отдыхать местные жители. Их тут много. Одна семья расположилась на пикник в кустах около памятника.
Папаша уже никакой от ката, который он продолжает жевать. Папа в «астрале» и этим во всю пользуются его домочадцы. Девочка, отлично понимающая свою красоту, позирует, подражая позам голливудских звезд. Мама, сначала пытается ее пристыдить, но потом машет на все рукой и даже разрешает сфотографировать все семейство с Ириной. Причем сама бесстыдно приоткрывает свое лицо. Вот оно – тлетворное влияние Запада.
Утром собираем вещи и едем в аэропорт. Блок-посты исчезли, остался только один – на въезде в город. На нем стояли люди в военной форме, явно не повстанцы, а регулярные войска. Рядом с блок-постом стояла новинка йеменской военной техники – джип Тойота, переделанный в танк путем монтажа на крыше вращающейся башни с пушкой. Лобовое стекло джипа было заменено на пуленепробиваемое. Об этом свидетельствовал свежий след от пули, попавшей, но так и не пробившей стекло, прямо на уровне лба водителя.
Колоритный мужчина в надвинутой на уши огромной стальной каске даже не стал проверять у нас документы, махнул рукой, и мы продолжили путь.
В аэропорту тоже появились настоящие военные. Мы зарегистрировались на рейс и отправились в Южный Йемен, на остров Сокотра.
Николай Носов
Фото автора
Другие материалы о походе в Йемен -