В августе 1942 года немецко-фашистские войска нанесли бомбовый удар по Ворошиловску, до 1935 года носившему название Ставрополь, и в ходе трехдневных боев взяли город. Начался пятимесячный период оккупации.
Захватчики вернули городу Ворошиловск старое название – Ставрополь и стали жить по немецкому времени – стрелки часов перевели на час назад. Немецкое командование расположилось в Доме Красной Армии (сейчас — Дом офицеров). Там жили комендант Шеффнер и его помощник лейтенант Лох.
В течение месяца немцы переименовали улицы, названия которых были связаны с советскими властями. Проспект Сталина стал Главным проспектом, проспект Ленина – Большим, улица Ворошилова – Германским проспектом. Улицу Дзержинского переименовали в улицу Достоевского – Геббельс очень уважал русского классика.
Первыми жертвами новых властей стали евреи, душевнобольные, цыгане и коммунисты. На десятый день оккупации началась массовая расправа над пациентами краевой психиатрической лечебницы. Людей под предлогом транспортировки десятками загоняли в автомобильные газовые камеры. Репрессии коснулись и работников краевой медакадемии. Расстреляли более 70 преподавателей и членов их семей.
Комендантский час с 19 часов вечера до 4 утра, принудительные работы для населения, платная медицина и образование, конфискации…
Переживший Первую мировую и Гражданскую войну мой прадед Феофан Феофанович Демьянок хорошо представлял, что будет при оккупации, и подготовился – зарезал поросенка. Обработанное мясо и сало упаковал в ящик и закопал в сарае под навозной кучей. Кур, как вспоминала жившая тогда с дедушкой младшая дочь Ксении Светлана, спасти не удалось, их всех переловили немцы.
Помимо внучки Светланы с Феофаном Феофановичем под оккупацией оказались его жена Анастасия и случайно застрявшая в Ставрополе в отпуске старшая дочь Евгения Гомоз с сыновьями Славой и Вольдемаром. Выжить было нелегко, спасал огород и выращенная на нем кукуруза. Вручную мололи зерно и делали из кукурузной муки кашу — мамалыгу.
Ставрополь освободили 21 января 1943 года. Перед уходом немцы разрушили инфраструктуру города – жители остались без света и тепла. На ее полное восстановление ушло почти двадцать лет.