Итак, в эту субботу завершился московский фестиваль «Золотой компас», который можно считать закрывающим прошедший год (до него прошли аналогичные фестивали в Питере, Томске, Казани, Риге и Рязани) и подводить некоторые итоги.
В целом прогресс есть. Заметно улучшилось качество изображения фильмов, народ стал больше времени уделять режиссуре и сценарию (видно, что многие сценарии писались до похода). Авторы пытаются не только рассказать о проведенном походе, но и поднять разные, связанные с путешествиями проблемы. И ответить на «вечные» вопросы – о смысле жизни (фильм «Смысл жизни»), и о том, что заставляет человека отправиться в поход («Река зовет»). И о том, как надо правильно жить (фильм «Ритм»). И о Мечте, мечте о дальних заморских странах (клип «Жираф»). И традиционно рассказать о районах интересных для путешественника («Посмотреть на Эверест»). И вспомнить о наших почти забытых первопроходцах («Черский. Страсть и случай»).
Гран-при фестиваля получил фильм «Зачем ты ходишь зимой?» про лыжный поход по Гренландии. Фильм неплохой, но, на мой взгляд, совершенно не уровень Гран-при. ИМХО – победить должны были «Черемуха» или «Река ждет». Алексей Овсянников («Река ждет») не дотянул до уровня своей знаменитой «Петли», но все равно очень хорош. Понравилась и «Черемуха» Дмитрия Сандлера. Хороший юмор, самоирония, сюжет, картинка. Единственный недостаток — авторы ходят вместе и используют одни и те же кадры. Из-за этого у зрителя появляется ощущение «дежа-вю». Эти фильмы заняли первое-второе место в самой престижной номинации – «очерк о походе». Третий призер – «Ритм» — уступает лидерам. Отличная картинка – автор явно хорошо владеет секретами компьютерной обработки. Отличный текст. А вот все вместе … Нет, когда сцены природы – еще ничего. А вот сцены сплава …. Картинка слабо связана с текстом. Хотя сама идея фильма, безусловно, интересная.
В номинации «терра» заслуженно победил фильм «Богучанский эрмитаж». Фильм профессиональный и интересный. Не многие знают о проблемах археологов в связи с планирующимся запуском новой ГЭС.
Второй призер – «Центральная Азия. В поисках великого шамана». Хороший монтаж Эдуарда Манукянца, который получил приз за лучшую операторскую работу. Она действительно у мэтра нашего любительского туристического кино на уровне. А вот с текстами часто возникают проблемы. Возьмем представленный им на конкурс фильм «Смысл жизни». Понимаешь, что автор хочет сказать, но уж больно истрепанными, казенными, общими и банальными словами …
В номинации клипы никто из призеров не понравился. Ни идеи, ни картинки. Хотя в этой номинации фильмы с хорошей картинкой были. Например, «Karelian impressions» Алексея Есина и «Эльбрус» Владимира Войчука.
Возьмем победителя – «Возьми парня в горы». Герои кривляются, пародируя песню Высоцкого «О друге». Зачем? Не выдерживает никакого сравнения с настоящим прорывом в жанре туристического юмора — фильмом «Man Vs Wild: Полярный Урал» Сергея Ганаховского. Его занявший второе место клип «Демиург» не впечатлил, а вот фильм хорош. Блестящая пародия на западный приключенческий сериал. Действительно нелепо выглядят утверждения его героя, что он один «выживает» в дикой природе – и это при наличии мощной съемочной группы. И многие его приемы по выживанию.
Зал просто лежал от смеха. Пожалуй, лучшая сатира в нашем жанре за последние много лет. Единственное замечание – излишний натурализм в показе «чукотского сортира». Впрочем, народ и здесь долго смеялся.
Еще немного по отдельным фильмам. Возьмем фильм «Прорыв». Зачем столько пафоса? Зимнее восхождение на К2 – это подвиг. А вот майское на Монблан – совершенно заурядное восхождение. И никакой не «прорыв» даже по меркам Ярославля. Видно же, что герои шли уже по натоптанной тропе. И в отличную погоду. Зачем же столько патетики? «Кулуар смерти» опасен не тем, что ноги на сыпухе скользят, а камнями, падающими с высоты 400 метров. Падают они летом, а не в мае. На картинке даже следов от падения камней в кулуаре не видно.
В этом плане хорошо смотрится фильм «Выбор» Виталия Кузнецова. С самоиронией, без пафоса ребята проходят пороги высшей категории сложности. И с юмором все нормально. И с сюжетом, который явно писали до похода, а не придумывали после, долго рассматривая случайно отснятые кадры.
Еще о фильме «На краю Земли. Патагония». Понятно желание автора поднять модную тему глобального потепления. Но причем здесь ледник Перито-Морено? Он не только не тает, но и увеличивается в размерах. Картинка красивая, а текст … Попытка нагнетания страстей на пустом месте. Ведь проблемы питьевой воды в Аргентине вообще нет.
А в целом фестиваль понравился. Отличная организация. Все очень живо, не затянуто. Показы фильмов разделяются танцевальными номерами симпатичных девушек. Это удачно. Пожалуй — лучший способ сбросить напряжение от просмотренных фильмов и подготовиться к новым. Так что спасибо организаторам, спасибо авторам – ждем новых фестивалей и новых фильмов о походах.
Николай Носов