Бой в Узунколе
Дорогу неожиданно перегородил шлагбаум. К нам уже бежали два пограничника. “Туда нельзя. Нарушение государственной границы. Бандформирование прорвалось через перевал. Взяли заложника. Идет бой.” В подтверждение его слов вынырнули два грузовика, набитые вооруженными пограничниками и ринулись вверх по ущелью.
Сам часовой представлял собой довольно забавное зрелище. Пухлый, розовощекий, в безразмерных сапогах. Совсем мальчишка, похоже, он еще и не брился. Несуразно болтался на его плече автомат. Картину завершала громадная стальная каска, нелепо сползшая набок. В глазах читались противоречивые чувства. С одной стороны – ужас, от того, что его могут послать на линию огня, и он может погибнуть, с другой – восторг, от того, что идет самый настоящий бой.
Мы попросили позвать старшего по званию и договорились с капитаном, что в соседнее ущелье, вверх по реке Уллу-кам он нас пропустит. Но настроение было уже испорчено. Перспектива оказаться в гуще боевых действий никого не вдохновляла.
Начало похода выдалось не простым. Многодневные дожди вызвали наводнение на Кубани, которая была объявлена зоной стихийных бедствий. Прямо перед нашим приездом правда удалось восстановить смытую стихией ветку железной дороги до Черкесска и проложить, хоть и окольную, но проходимую для машин дорогу до аула Хурзук. Всюду на пути встречались следы недавней стихии, снесенные дома, уничтоженные асфальтовые дороги, обрушенные мосты.
Правда, после долгих споров, мы перенесли нитку маршрута подальше от границы и отказались от прохождения перевала Ак-тюбе, хотя очень хотелось вспомнить молодость и еще раз взглянуть на Кирпич. Как оказалось, эта предосторожность оказалась не лишней.К разрушениям, вызванными стихией, мы были готовы, следили за ситуацией по газетам, посылали запросы в Карачаево-Черкесию, расспрашивали группы, вернувшиеся из этого района. Но в возможность боевых действий в Узунколе верилось с трудом.
Подкорректировав маршрут, мы ушли в район Кюкюртлю, но через несколько дней вернулись в долину Уллу-кама. Спуск по ручью Ак-Терек не представлял особой сложности, однако пришлось провести тщательную разведку, что бы найти проход в скалах при прохождении последней ступени. Уставшие, мы выбрались на гребень пологой морены и увидели внизу пограничную заставу. Впрочем, пограничники увидели нашу группу тоже и подняли тревогу, запустив в небо сигнальную ракету.
Когда мы спустились вниз, нас уже ждал наряд пограничников, которые в очередной раз проверили наши документы и пропуск в погранзону, показали удобное место для лагеря и даже предложили попариться в солдатской бане. Отношение было дружелюбное, ребята скучали и были рады новым людям. Они же рассказали нам подробности инцидента.
Группа альпинистов, в составе пяти человек, шла на восхождение на вершину Кирпич. На них напали “сваны” (не очень понятно, как пограничники определили национальность), обстреляли и заставили спуститься к ним. Во время спуска альпинисты смогли выйти в эфир и сообщить о нападении. Пограничники подняли боевую тревогу и стали выдвигаться к перевалу.
Бандиты обыскали рюкзаки, отобрали все ценные вещи и аптечку. Затем они увидели бегущих к ним пограничников и отпустили альпинистов. После этого открыли огонь.
Бой, по словам изложившего нам эту историю пограничника, продолжался сорок минут. Правда, СМИ передали несколько другую информацию о продолжительности боя. Так начальник пресс-службы Северо-Кавказского управления ФПС России подполковник Виктор Морозов рассказал : “ Завязался бой – одного боевика ранили. У наших обошлось без потерь. Боевики заняли круговую оборону и стали отстреливаться. Бой был довольно ожесточенный. Перестрелка продолжалась в течение шести часов. Когда на место подошел пограничный резерв, боевики, используя складки местности, забрав раненого, ушли в Грузию”.
По версии представителей Северо-Кавказского управления ФПС России, вечером 29 июля государственную границу пытались перейти бандиты из числа жителей сел на сопредельной стороне. «Очевидно, что это сваны, проживающие на территории, которую пытается
контролировать Грузия, – сообщил источник в ФПС РФ. – Есть подозрение, что пограничники отбили нападение местных грузинских бандитов, которые живут этим промыслом при попустительстве сопредельной стороны. Такие вылазки они совершают на территорию России периодически. Судя по тому, что они пытались ограбить альпинистов, это местные жители «.
Конечно, инцидент не приятный. Но не стоит бросать камень в пограничников. Они не могут все контролировать и постоянно держать заставы непосредственно у перевалов. А с их появлением на границе здесь все же стало спокойней. Да и действовали они, в этом случае, очень оперативно, что, возможно, спасло альпинистам свободу, а то и жизнь.
Уже на следующий день жизнь вернулась в привычное русло. Альплагерь Узункол работал нормально, группы туристов шли по своим
маршрутам. Здесь ходить можно. Просто не стоит прокладывать маршрут вблизи от простых перевалов, ведущих в Грузию, и все будет нормально
Николай Носов.
Бой в Узунколе. Автор — Николай НОСОВ. Горный туризм. Вольный Ветер N56 декабрь 2002.