Армения. Слово, которое почти автоматически вызывает положительные ассоциации еще с советских времен. Какая-то древняя теплая страна около горы Арарат, на которой растет черный виноград. Дружественный народ, пострадавший от турецкого геноцида. Армен Джигарханян из «Здравствуйте, я ваша тетя», забавный Фрунзик Мкртчян - « АлЁ! Ларису Ивановну хочу!» из фильма Мимино.
Тем не менее, в Армении я никогда не был, а тут появился повод. Накопленных бонусных миль как раз хватило нам с Ириной на бесплатный билет до Еревана. И вот мы высаживаемся в международном аэропорту Зварноц, чтобы встретиться с прилетевшими другим рейсом друзьями Галиной и Анатолием и отправиться в путешествие по стране.
- Дарагой! Давай до города отвезу – подходит ко мне не молодой мужчина.
- Мы через Интернет в аэропорту машину заказали.
- А …, будешь с жи-пи-эсом разговаривать …
В прокатной компании Sixt нам вместо заказанного Reno Duster дали внедорожник Ford Kuga
- Эта машина намного лучше.
- Возможно. Но мне не для езды по городу. И я хотел ручную коробку передач. Как-то не очень доверяю на плохой дороге автоматике
К машине привыкал не меньше часа. Даже ключа нет, заводится по кнопке при нахождении брелка в салоне. Улетает с места и тормозит как вкопанная. Сразу не привыкнешь. Так что пассажирам пришлось не легко.
Первая цель – монастырь Хор Вирап (Khor Virap) , расположенный у горы Арарат на самой границе с Турцией. Контрольно-следовая полоса совсем рядом. Дальше идет нейтральная полоса. Вспоминаются строки песни Владимира Высоцкого
На границе с Турцией или с Пакистаном -
Полоса нейтральная. Справа, где кусты,-
Наши пограничники с нашим капитаном,
А на левой стороне — ихние посты.
А на нейтральной полосе цветы -
Необычайной красоты!
Цветов, правда, нет. А так – все подходит. Даже пограничники российские где-то здесь есть.
Холм Хор Вирап расположен на месте древней столицы Армении Арташат. А сам монастырь расположен над подземной тюрьмой, в которой армянский царь Трдат III содержал около 15 лет в заточении св. Григория Просветителя до того, как был обращен им в христианство.
Тюрьмы тут даже две. Одна — совсем глубокая яма, другая – помельче. В глубокую темницу ведет шестиметровая вертикальная шахта. В нее не каждый рискует спуститься. Впрочем, Ирину это не остановило.
От монастыря открывается отличный вид на Арарат. Вон по тому снежному гребню мы в полном тумане поднялись на вершину в далеком 2005 году, когда сделали нелегальное восхождение с курдскими проводниками. Сейчас это совсем невозможно – в этом году турецкие власти полностью закрыли район для иностранцев из-за обострения отношений с курдами.
Много местных туристов. Причем, некоторые местные говорят между собой по-русски. Языкового барьера совсем нет – русский язык здесь понимают практически все.
Заходим в церковь св.Богородицы. Любуемся иконой Божьей матери. Покидаем монастырь и едем на юг.
Вдоль дороги стоят палатки с арбузами.
- Мы берем этот арбуз. Сколько стоит?
- 500 драм. Нет, с купюры в пять тысяч (около 700 российских рублей) я сдачи не дам.
- У нас мельче нет.
- А вы из Москвы?
- Да, а как вы догадались?
- Я в Москве год на стройке работал. Берите арбуз так. Это подарок.
Да, мы действительно в Армении.
Николай Носов, Август 2015
Фото автора
Другие материалы о походе в Армению -