Почему бы на обратном пути из Туниса не заглянуть в Ватикан? Прилетаем в Рим где-то в 13-30, улетаем в Москву в 22. Вроде времени много. Единственное ограничение – 9 января туристов пускают до 16-30, а в Сикстинскую капеллу – вообще до 16-00, так что придется сильно поспешить.
Билеты в музей Ватикана купили еще в Москве через Интернет. На случай, если будет большая очередь в кассе. Но вот очереди на паспортный контроль в аэропорту мы никак не ожидали. Просто огромная. Говорят, что у нас в Домодедово они большие. Заглянули бы в Рим.
Стояли минут сорок. Повезло еще, что дополнительное окошко открылось. Севший туда дед долго объяснял Ирине, что нам не сюда, а нужно идти на пересадку в Москву, пока до него не дошло, что мы собираемся посетить Ватикан.
Дальше уже пришлось чуть ли не бежать. Остановка электрички до города, аналога нашего аэроэкспресса, не так далеко от выхода из аэропорта, но неудобно расположена. Проход к ней идет через второй этаж, на который нам с «нулевого» пришлось подниматься на лифте. Долго ждали, долго грузились, долго выгружался народ на первом этаже, потом загружал свои чемоданы с барахлом на первом … Лучше бы по лестнице, но ее мы не нашли.
На платформе сунул в окошко кассы купюру в 20 евро. Ответ – давай еще! 14 евро за билет до города с человека! Когда были в Италии последний раз в 2003-м, за эти деньги можно было полстраны проехать. Инфляция …
И еще, купленный билет нужно зачем-то компостировать самому на перроне. Можно, прямо в компостере рядом с кассой. Зачем – не понятно. Но если забудешь – штраф у контролера 200 евро. Такая вот подстава для путешественников.
Мы об этом знали, прочитали в Интернете. Так что не попались. А вот у соседей по вагону проблема появилась.
Доехали до центра – станции Termini. Здесь пересекаются две существующие в Риме линии метро – А и В. Покупка билета на метро – тоже проблема. Кассы нет, только автоматы. Хорошо, что еще меню в автомате можно выбрать на английском. Посмотрели, как покупают билеты местные, сунули в автомат три евро, получили два билета и бросились к турникетам.
Метро не впечатлило. Как-то грязновато. И поезда ходят не так часто, как в Москве. Зашли в вагон, доехали до станции Ottaviano и бросились искать ворота в Ватикан. На входе проходим контроль как в аэропорту, меняем наш распечатанный ваучер на билеты и оказываемся в музее. Успели!
Ватикан считается независимым государством, но никаких отметок в паспорте ставить не надо. Визы тоже не требуются. Да и пограничников нет. Если не считать службы безопасности на входе в музей.
К Сикстинской капелле ведут указатели. В главной достопримечательности страны полно народу. Все стоят, рассматривают фрески на стенах и на потолке. Самые информированные – с биноклями. Потолок высоко, так просто детали не рассмотришь.
Здесь, в сердце Ватикана проводят конклав по выбору нового папы. Подробности рассказывать не буду – сериал «Борджиа» многие уже смотрели. Хотя вживую оказаться в декорациях фильма – ощущение интересное.
В центре потолка фреска Микеланджело «Сотворение Адама». Пожалуй, самое известное у нас произведение автора, насколько я помню, даже использовавшееся в рекламе одного из операторов мобильной связи. Центр композиции – тянущиеся друг к другу руки. Рука Бога дает импульс жизни, передающийся в руку Адама. Причем руки не соприкасаются, как бы показывая невозможность соединения божественного и человеческого. Жаль, фотографировать в капелле не разрешено.
Другая известная композиция расположена на алтарной стене капеллы. Это фреска «Страшный суд», которая многими считается вершиной творчества Микеланджело. Христос проводит суд, определяя — кому отправится в Рай, а кому в Ад. Справа внизу лодка Харона, везущая грешников в Ад. Вверху праведники – отправляющиеся в Рай.
В углу капеллы небольшая дверь, над которой расположен знак – «Проход запрещен». Это самый удобный вход в Собор Святого Петра, которым пользуются сотрудники и экскурсоводы.
Сам собор впечатлил своими размерами. Действительно – самая крупная христианская церковь мира. Вместимость – 60 тысяч человек, плюс 400 тысяч, которые могут разместиться на площади. Считается, что на месте собора во времена Нерона был распят святой апостол Петр. В соборе захоронены его останки, которые можно посмотреть в подземном некрополе за 13 евро. Нда … А вот в мавзолей Ленина у нас пускают совершенно бесплатно.
Сделали селфи с Ириной на фоне монументального бронзового балдахина Святого Петра над Папским алтарем, расположенным над могилой основателя папства и пошли осматривать местные произведения искусства. Самое известное – скульптура «Оплакивание» работы все того же Микеланжело. Мадонна, с совершенно девичьим лицом, держит на руках тело умершего Христа. В 1972 году спятивший фанатик набросился на скульптуру с молотком, отбил Богородице нос и повредил плечо. Все отреставрировали, но с тех под скульптуру защищает стекло.
В углу собора стоят куклы, изображающие библейскую сценку «Поклонение волхвов». Все же Рождество. Хлев, волхвы, младенец, ритмично склоняющаяся над стиральной доской Мария.
К сожалению, не смогли подняться на купол. Его уже закрыли. Но и так успели много. Выходим на площадь, где верующие слушают ежегодное послание Папы. Место знакомое по множеству кинофильмов. В центре площади древнеегипетский обелиск, увенчанный крестом. По краям – колоннада работы Бернини. Два края колоннады символизируют церковь, которая встречает верующих с распростертыми объятьями.
В целом – Ватикан понравился. Особенно сильны были впечатления от его пышности и роскоши по контрасту с аскетичными пейзажами Сахары. А может, мы просто уже соскучились по цивилизации.
Николай Носов. Январь 2016
Фото автора