- Будьте осторожны. Не ходите тут по одиночке, — предупреждает надпись на английском, выведенная на стене дома на краю Медины, старого города Туниса, столицы одноименной страны.
Не знаю… ходил в одиночку там и ночью и днем, никакой опасности не почувствовал. Даже недобрых взглядов – или нейтральные или приветливые.
Сейчас утро, так что народу мало. А вот туристов совсем нет. Поток снизился еще в марте этого года, когда в Музее Бордо несколько туристов взяли в заложники и практически прекратился в июле, после расстрела туристов на пляже города Сус, когда был убит 21 иностранец.
После этого Тунис попал в список стран, не рекомендованных для посещения туристами и у местных начались проблемы. Разорился каждый третий отель, а в оставшихся вполне можно торговаться и сильно сбрасывать цены. Каждый постоялец на счету. Так что к приезжающим туристам отношения очень хорошее.
- Вы из России! Здорово! В прошлом году никто из вашей страны не приезжал. Очень надеемся, что этой весной приедут. Ведь Египет и Турция нам теперь не конкуренты. Пора учить русский, — объясняет мне хозяин маленького кафе в Старом городе, куда мы зашли в поисках утреннего кофе.
Впрочем, то, что раньше здесь было много туристов из России – заметно. Многие продавцы узнают нас по разговорам и пытаются продемонстрировать свой запас русских слов. Чаще всего слова – «привет», «хорошо» и «дешево».
Медина – главная достопримечательность города, памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. На Занзибаре или в Марракеше медины выглядят более аутентично. Возможно, потому что более замусорены. Да и таких развалин как в Старом городе Занзибара здесь нет. Все же как-то все ремонтируют. А так – то же самое. Узкие кривые улочки, в которых так легко можно заблудиться, бесконечные лавочки, крытые от солнца переходы.
Старая часть города была заложена в 9 веке. В древние времена ее окружали стены, от которых остались лишь каменные ворота 13 века. Одни из них сохранились на площади Виктория, рядом с которой и расположен наш отель.
По узким улочкам выходим к мечети Джами эз-Зейтуна – духовному центру страны. Вокруг мечети находятся медресе. Но даже здесь очень много спешащих по делам женщин с непокрытой головой. Тунис – очень много перенял от французов, и местные молодые девушки очень эмансипированы по стандартам арабского мира.
Путешествие по Тунису подходит к концу. Побродив по городу и истратив последние динары, вернулись в гостиницу, взяли вещи и пошли ловить такси, чтобы отправиться в аэропорт.
- Аэропорт? Интернейшнл? Ви (да, по французски) – говорит таксист и мы грузимся в машину.
Потолкавшись в пробках выбираемся на автостраду. Слева эвакуатор поднимает краном разбитую Тойоту, вылетевшую на разделительный бордюр между полосами.
- Вот дурак, — явно пытается мне сказать водитель, трогая за локоть и показывая на разбитую машину.
Время еще есть, но расслабляться не стоит.
- Проконтролируй путь по навигатору, — предлагаю Ирине.
И правда, эта предосторожность оказалась совсем не лишней. Наша машина неожиданно сворачивает на автобан и начинает двигаться по направлению к Карфагену!
До аэропорта оставалось всего шесть километров, и водитель решил, что по счетчику будет слишком мало. До Карфагена километров тридцать, обратно, объезжая с другой стороны залив столько же. Круглая сумма набежит. А туристы – дураки. Все равно ничего не заметят.
Но мы то заметили. И сразу указали на неправильный путь в аэропорт. Водитель что-то забормотал на арабском, типа «Какой аэропорт? А зачем вам в аэропорт?», потом остановился, развернулся прямо на магистрали и поехал по встречке, пытаясь найти место, где будет возможность пересечь бордюр, разделяющий встречные полосы движения, чтобы вернуться обратно.
Как мы поняли, даже для водителей Туниса, которые обращают мало внимания на такие мелочи, как знаки дорожного движения, это было слишком. Представьте, что кто-то разворачивается на МКАД и начинает ехать по встречке. Даже не по обочине – обочины ту не было, отбойник вдоль всей трассы, а вдоль разделительной полосы. В общем, водители встречных машин энергично ругались, уворачиваясь от нашего автомобиля.
Мы доехали до места, где раньше был разрыв в разделительном бордюре, боднули носом машины связанные пластиковые заграждения, еще раз развернулись, а потом смело рванули на разделяющий полосы бордюр.
Непонятно, на что рассчитывал наш водитель. Было очевидно, что наша машина для таких испытаний не предназначена. Так и получилось – линию проскочило лишь одно колесо и мы с размаху сели на брюхо.
Ситуация стала напряженной. Времени до отлета оставалось уже совсем немного. Водитель задумчиво ходил вокруг машины, а мы размышляли, как бы достать вещи из закрытого багажника, чтобы поменять такси.
Через некоторое время к нам подтянулись двое таксистов, которые пытались поднять машину. Мы с Ириной давно вылезли, чтобы машина не была такой тяжелой. Логично было бы выгрузить и наши рюкзаки, но водитель этого не хотел, справедливо опасаясь, что тогда мы сможем сбежать.
Продолжительные усилия увенчались успехом, машину затолкали обратно и мы поехали дальше. К сожалению, по той же полосе, так что крюк сделали изрядный, хотя и не такой большой, как планировал наш водитель.
Регистрировались на рейс последними. Но успели и благополучно улетели в Рим.
Николай Носов. Январь 2016
Фото автора