- Стой! Сюда нельзя! – из новенькой сторожки у ворот, неожиданно перекрывших дорогу, вылез охранник.
- Почему? – спросила Ирина, гладя бросившихся на нас сторожевых собак.
- Здесь идет стройка базы отдыха.
- А когда она закончится, пройти будет можно?
- Нет, эта база не для вас. Она – только для сверхбогатых.
- А что, сверхбогатые будут сюда добираться 12 километров от трассы на тракторе? По такой дороге ни на чем другом не проедешь.
- Некоторые джипы и сейчас проезжают. А дорога будет.
- Но сейчас сверхбогатых еще нет. Почему нам нельзя пройти к морю?
- А вдруг лопату сопрете?
- Зачем нам ваши лопаты? Мы же отдыхающие, а не строители.
- Ну, ладно, проходите. Только по быстрому.
Проходим в ворота. Вот они какие – домики для «сверхбогатых»! Две избушки из оцилиндрованного бруса, покрытые дешевой металлочерепицей. Внешне – очень похоже на бани типового проекта, предлагаемые бюджетным дачникам в Подмосковье.
Начинаем спуск в Терновую щель, одну из многочисленных щелей, расположенных на Черноморском побережье Кавказа на участке между Геленджиком и Джубгой. Здесь, дорога, идущая вдоль побережья, отходит от моря на расстояние более десяти километров. Так просто до берега не доберешься и поэтому места здесь относительно дикие.
В советское время вдоль берега ходили наряды пограничников, дикарям запрещалось ставить палатки и было совсем безлюдно. Но физики- ядерщики из закрытых городов Сибири и Урала смогли договориться с «погранцами» и в Терновой щели возник летний палаточный городок, куда, помимо физиков, спускались с кавказских гор, закончившие походы или альпинистские сборы альпинисты и горные туристы.
Чаще всего «горники» выходили в Абхазию. Многие туристы с теплом вспоминают «сковородку» — площадку на турбазе имени 15-го съезда ВЛКСМ, выделенную для самостоятельных путешественников. Можно было поставить палату, принять душ и приготовить обед на небольшой кухне. Самые удачливые даже доставали у перекормленных отдыхающих талоны на питание в местной столовой.
Менее комфортной была стоянка на городском пляже. Палатки разрешали ставить только поздно вечером, после ухода с пляжа основной массы отдыхающих и заставляли собирать рано утром. Ночевать там было не так комфортно, трудно спать, когда в нескольких метрах от тебя с грохотом проносятся поезда.
Перестройка и сопутствующие ей национальные проблемы, возникшие в Грузии и Абхазии, поставили вопрос поиска места для послепоходного отдыха на черноморском побережье России. Тогда мы в первый раз отправились в Терновую щель, которой физики переименовали в Терновое ущелье.
Далекий 1986 год. Мы закончили «тройку» на Кавказе и направились восстанавливать силы на море. Двое участников выехали на день раньше. По нарисованной схеме они прошли по берегу от поселка Архипо-Осиповка до Змеиной щели и вошли в палаточный городок.
- Москвичи? Физики? Горные туристы? Это хорошо, — сказал Комендант лагеря, закончив проверку их документов. – Будете ходить в наряды с пограничниками, охранять границу.
Перспектива патрулирования границы ребят не прельстила, и легко набрав 100 метров по высоте, они основали «верхний лагерь». Вроде и с «физиками» и сами по себе – в наряды ходить не надо. Здесь, на следующий день мы и нашли их с Ириной. И затем, после каждого кавказского похода, выбирались сюда на несколько дней на море.
… Продолжаем спуск вниз. Неужели это наш «верхний лагерь»? Неужели это «мыс русалок», где так любили загорать, выравнивая белые полоски на теле, наши девушки? Да, вот сосна, на которую мы забирались, оставляя заброски на следующий год. А больше о лагере не напоминает ничего. Выжженная земля, толстый слой пепла и какая-то помойка из ржавых труб. Интересно, как возник лесной пожар здесь, на охраняемой территории?
Новая просека идет вниз. С лесом при строительстве дороги не церемонились. Вот лежит вывороченная с корнем реликтовая двадцатиметровая сосна. Сколько лет она тут простояла? Наверняка помнила еще Крымскую войну, ведь сосны живут по 500 лет.
А вот и нижний лагерь. Точнее, место, где он когда-то находился. Здесь физики из сезона в сезон собирали выброшенные на берег морские доски и строили нехитрые стоянки – столы, скамейки, навесы от солнца. Они были ничьи, общие. Кто раньше приезжал, тот и вставал на понравившееся место. По возможности улучшал его и оставлял следующим неизвестным отдыхающим. Если в стране где-то и был построен Коммунизм, то это здесь. Никого не интересовали деньги, какие-то материальные блага и символы престижа. Гораздо важнее был прогноз погоды, чистота воды и наличие в море рыбы.
Песни под гитару у костра, общие праздники для детей – казаки-разбойники, поиски пиратских сокровищ, всевозможные спортивные соревнования. Причем, все организовывалось «снизу», на чистом энтузиазме и без всякой связи с официальными структурами.
Сейчас о нижнем лагере напоминают только не до конца заросшие места для палаток. Новые хозяева ставить палатки здесь запретили. Да и пейзаж изменился не в лучшую сторону. Обломки бетона, торчащая ржавая арматура. А больше всего жаль «сердце» ущелья – небольшой двухметровый водопад, где собирались залить канистры водой или смыть морскую воду после купания все обитатели ущелья. От него ничего не осталось, он полностью засыпан галькой – результат перекрытия ручья бетонной плотиной. О былой красоте напоминает только ржавая труба, выплевывающая жалкие остатки, протекающего по щели ручья, в море.
Завершают картину разгрома стационарные сети, установленные около щели в море. Не знаю, как к ним относится рыбнадзор, но проплывающим вдоль берега дельфинам они точно мешают. И непонятно, зачем они вообще здесь стоят? Рыбу из них уже несколько лет никто не вынимает.
Физики, конечно, пытались бороться за «свою» щель. Опыт у них был. Какое-то время с них пытались брать деньги за стоянку лесники. Но получили решительный отпор. Ведь никаких услуг лесники не предлагали, даже мусор не вывозили. За что же тогда платить? Да и щель не просто так столько лет оставалась неприватизированной. Здесь растут пицундские сосны, занесенные в Красную книгу России. Фотографии вырубленных пицундских сосен были отправлены вместе с заявлением в местную прокуратуру. Прокуратура признала факт незаконной вырубки леса и наложила штраф.
У предпринимателя, набравшего кредитов под свои «проекты» видимо кончились деньги. Никакого строительства здесь уже два года не ведется. Может пора поставить крест на этой афере, которая проводилась как рекреационные мероприятия, направленные на развитие туризма и отдыха на черноморском побережье Кавказа? Пусть бизнесмен уберет свой мусор, свои «лопаты», уберет охрану. Природа сама залижет нанесенные ей раны. А самодеятельные туристы вернутся на свое традиционное место отдыха.
Николай Носов. Действующий член Русского Географического Общества (Комиссия рекреационной географии и туризма)
Фото Николая Носова и Григория Байдина
Печально это читать. Каждый год бывал там, начиная с 1969. Тогда там стояла семья Стаса (над водопадом), а семья Зосимовых в передней части щели, где обосновались и мы.
Каждый год отдирали вьюнки от стволов сосен-чтобы те лучше росли. Последний раз был в году 1985. Значит от щели остались только фото.
Место действительно было великолепным.
Пока был Комендант, возможно, были неиспорченные отношения ко всем желающим. Не знаю, не застал.
В 2010 по приезду в разрекламированное друзьями по секрету «ТИХОЕ и СПОКОЙНОЕ место в неиспорченном уголке, где можно без проблем поставить палатку и отдохнуть» столкнулся с тем, что поставить палатку можно только с большими проблемами, т.к. ВСЕ места уже заняты ПУСТЫМИ ПАЛАТКАМИ, в которые люди КОГДА-НИБУДЬ приедут, а чтобы вообще куда-нибудь пристроиться, нужно накрыть поляну постоянно «отдыхающей», которая все это фактически держит. При этом о какой-либо тишине вообще не может быть и речи, т.к. всю ночь дети и друзья «отдыхающей» веселятся в свое удовольствие, «а кто с нами не пьет, тот против нас». Понятно, что пьяные базары приходилось слушать круглосуточно.
А вьюнки от сосен народ действительно отдирал.. по пьяни.
Так что физики выродились в лириков, а ущелье пришло к логическому завершению — из стихийного кабака превращается в узаконенный.
Прошу прощения за резкость. Мне очень жаль загубленную экологию места
Да, мне рассказывали про эту метаморфозу. Знаю я, видимо, и «постоянно отдыхающую». Знал ее там маленькой девочкой с солнечным именем, любимицей щели. Так что, к сожалению, описное Вами развитие не есть следствие захвата сторонней силой, а эволюцией. Весьма странной- воспитывали ее не так.
Теперь это не имеет значения-место загублено. Хотя? Когда я впервые появился в этих краях- еще ребенокм меня привезли родители- А-О была глухим местом, куда и автобус не ходил. Ущелья все были заросшие до устей зарослями ежевики. А до революции в одном из самых глухих тогда мест побережья, Джанхоте, куда и дороги в то время не было-была дача Короленко! Так что, возможно, природа опять возродится. Но для этого нужны страшные потрясения.
Редакция газеты направила эту статью в Новороссийскую прокуратуру. Но никакого ответа не получила. Довольно странно, учитывая, что они должны отвечать на запросы СМИ.
Надо бы повторить запрос. Судя по идиотизму реконструкции ущелья-одна плотина чего стоит- ручей в паводок нанесет камней и щебня вровень с плотиной за один год! — и заброшенности стройки-преступники не велики шишки. Однако, могут быть как раз районного масштаба.
Если плотину убрать (бетон), то ручей сам проложит прежнюю дорогу. Можно и водопадик расчистить для начала-работы на день- два. Ступеньку, надеюсь, не взорвали, а щебенку можно убрать.
Сосны подсадить- но это уже лет через 10 окупится.
Газета интересовалась — есть ли изменения в Терновой щели после выхода статьи и обращения в Прокуратуру. Мои знакомые, которые только что вернулись, говорят, что изменения есть — туристам разрешили ставить палатки вдоль ручья. Теперь закрыта только часть ущелья вдоль новой дороги.
Можно, конечно, запрос и повторить. Пусть бетон тоже убирают.
Вопрос ко всем, кто заинтересован в восстановлении жизнеспособности ущелья.
«Кто-нибудь что-нибудь сделал????».
Поскольку «реально» все те, кому это «реально» надо (соблюдаю жаргон тех, с кем «реально» общался, если, конечно, они после алкогольного угара, в котором я их застал, меня вспомнят) сидят на горке возле Газпрома и весьма довольны тем, что их оттуда «реально» пока еще не гоняют, т.е. позволяют «конкретно отдыхать».
Григорий Байдин два раза подавал заявления в Новороссийскую прокуратуру. По первому заявлению на «новых хозяев» Терновой щели наложили штраф. В прошлом сезоне, как мне рассказывали, уже стали ставить палатки на правом берегу ручья. Так что сделано не мало.
Sergey, полностью с Вами согласна! Хотя прошло уже 8 лет, но мне до сих пор обидно за не просто испорченный, а именно переср…й отпуск.
Друзья моего мужа точно так же, как и Вам разрекламировали это «тихое и спокойное» место, и мы с мужем и ребенком, что называется, купились на рекламу.
Для нас этот отпуск был счастьем, как предполагалось. Мы собирались, старались и что в результате?
В результате в течение 3 дней (больше не выдержали) постоянно пьяная «девочка с солнечным именем» Лада и ее постоянно пьяная компания круглосуточно, повторяю, КРУГЛОСУТОЧНО устраивали полный бардак, с матерными песнями, воплями в 5 утра и пр. А когда мой муж по-человечески попытался попросить вести себя несколько потише, то ему ответили примерно в следующем ключе (лексика сохранена): «А х… ты сюда приехал? Мы отдыхаем так! Это наше место, а ты здесь никто! Либо мирись, либо иди на х…!»
Так что я не удивляюсь тому, что такие, с позволения сказать, особи (людьми как-то язык не поворачивается их назвать) позволили отобрать и загадить великолепное ущелье, мало того, они сами же, фактически, этому и поспособствовали. Своим бездействием.