И я, уже не помню сколько лет, бреду за облаками
и не в силах утолить жажду странствий
Мацуо Басё «Призрачная обитель»
За время своих путешествий по Африке проникся огромным уважением к японским внедорожникам. Захотелось поближе узнать людей, которые делают такие замечательные машины, побывать в «Мекке» современного автомобилестроения.
Единственная омрачающая будущее путешествие деталь – на родине машин, завоевавших рынки всего мира, поездить самому за рулем не удастся. Ведь в Японии не действуют выданные в России автомобильные права, даже международного образца. А за езду без прав тут светит тюремное заключение на срок до года строгого режима, так что рисковать есть чем.
С другой стороны - путешествие в стиле «Полный Привод» — это не обязательно поездка на внедорожнике. Главное – стиль, дух свободы, чувство приключения, поездка вне накатанных дорог. На общественном транспорте тоже будет интересно, тем более, что никто из нас в Японии до этого не был и по-японски не говорил.
Всю поездку спланировали сами. Виза в Японию бесплатная, но для ее получения нужно приглашение от японской стороны, которое выступает гарантом вашей поездки. Причем, не формальным гарантом, как в большинстве стран, а отвечающим по полной программе, так что даже дополнительно страховаться не обязательно.
Естественно, за такую гарантию фирмы хотят денег. Через Интернет мы списались с небольшой японской туристической компанией и за 6 тыс. рублей, переданных ее представителю в Москве, получили кучу бумаг на японском языке, которые, несмотря на наши опасения, вполне устроили посольских работников.
Особенности ночевок в Японии.
Итак, ранним утром 7 июня 2010 мы высадились в токийском аэропорту Нарита. На паспортном контроле нас сфотографировали и взяли отпечатки пальцев. В аэропорту мы поменяли доллары, взяли в аренду мобильный телефон (наши японский стандарт связи не поддерживали, для этого они были недостаточно современными) с местной Sim-картой (что значительно дешевле) и купили специальный проездной на токийское метро для иностранцев на один день.
Система поездов довольно сложная. Электрички, скоростные поезда, метро, все это переплетено, с одного перрона можно уехать совершенно в разных направлениях. Гордость японцев — поезд несущийся со скоростью 300 км. в час. Возвращались на таком в Токио из Осаки. Реально закладывало уши.
Есть частные линии метро, где проездные не действуют, стоимость билета зависит от расстояния, на которое едешь. Хорошо, что надписи дублируются на английском языке, да и служащие метрополитена язык знают и приходят на помощь. Билеты проверяются и на входе и на выходе. Если ошибся – автомат тебя не выпустит, пока не доплатишь нужную сумму.
В Токио очень сложно ориентироваться. Спасают установленные на улицах щиты с планом окрестностей, в туристических районах еще и с дублированием названий на английском. Хотя, чуть отойдешь от популярных маршрутов, и английские подписи исчезают. И народ по-английски плохо понимает. Помогал спутниковый навигатор, но не всегда закачанная карта совпадала с реальностью. И как по навигатору поймешь, что для того, чтобы пересечь эту железнодорожную линию, нужно подняться по лестнице на высоту пятиэтажного дома?
Много читал про безумные токийские пробки и, вообще, про перенаселенность страны. Шутки, что местные собаки машут хвостом только в вертикальном направлении. И про то, что когда рождается один японец, то другой падает с берега в воду. На практике все совсем не так. Конечно, пробки на въезд в город в час пик встречаются, но, на мой взгляд, до московских им далеко. И народу на улицах совсем не много. Наверное, сидят по домам или в офисах. Так что в середине дня местами было совсем безлюдно.
Япония – родина левостороннего движения. Естественно, большинство машин на дороге – праворульные. Но встречаются, хоть и редко, машины с левым рулем. И никто проблемы в этом не видит. И угрозой безопасности движения не считает. И поклонникам «неправильных» леворульных машин не приходится устраивать пикеты, митинговать и перекрывать трассы защищая свои права на обладание европейскими машинами. Более того, иметь родную «леворульную» машину из Европы здесь очень престижно. Особенно БМВ, которая воспринимается как символ успеха.
Первая ночевка в Токио – в классическом японском рёкане Чаще всего, в таком заведении нет ни окон, ни дверей, ни стен – есть только двигающиеся перегородки. Некоторые из них, с «окнами» из рисовой бумаги которые лишь рассеивает наружный свет.
Но наш рёкан более продвинутый. В Интернете с гордостью сообщалось, что в нем есть даже туалет, в котором можно закрыться изнутри! В действительности туалета оказалось даже два – один европейский, а другой японский. Японский больше похож на ближневосточный, но присаживаться над дыркой нужно лицом к трубе! Япония – здесь все наоборот.
На входе в рёкан нужно разуваться и дальше ходить босиком. Начитавшись книги «Ветка сакуры» Всеволода Овчинникова, ожидал, что на входе нас будет встречать радушная хозяйка в кимоно, которая станет долго кланяться или вообще упадет в ноги, а затем, проведя в номер, стащит с тебя штаны и погрузит в фуро – деревянную бочку с горячей водой.
В действительности нас встретил молодой парень в европейской одежде, который неторопливо показал нам номера и специальные тапочки около туалета, которые должны одевать постояльцы перед посещением этого заведения.
Номера, как и ожидалось, максимально аскетичные – свернутые матрасы на циновках и более ничего. Стены очень тонкие, слышно как в соседнем номере мужчина расстегивает молнию на брюках.
Оставив вещи в рёкане, идем осматривать Токио. Прежде всего, идем к храму богини Каннон. Рядом с храмом – гадальная машина. Опускаешь монетку в 100 иен, трясешь барабан и получаешь записку с предсказанием судьбы. Здесь даже с переводом на английский. И не думал, что меня ждет столько счастья.
Рядом народ толпится у фонтанчика. Набрал из него в специальный бамбуковый ковшик воды и выпил. Оказалось — напрасно. Это вода для очищения тела и души. Если ее не выплевывать, то не очистишься — вся скверна останется внутри организма.
Еще одно интересное место — что-то вроде мангала с песком, в который втыкают свертки с горящими палочками для благовоний. Если этим дымом окуришь свою голову — станешь умнее. Мы окуриваться не стали — может и зря.
Понравился парк отдыха Уэно. Конечно, там было много всего непривычного. И сам парк с экзотическими растениями, и восторг, с которым японцы рассматривали лед около специальной, машины по замораживанию воды, и бродячие артисты, с энтузиазмом развлекающие публику. Но самое сильное впечатление было от другого.
Еще дома был наслышан о низком уровне преступности в Японии. Проще говоря, что там не воруют. Впечатлил рассказ в Интернете нашего туриста, который забыл в отеле в тумбочке кошелек с деньгами. Без особой надежды на успех он позвонил в гостиницу из России. Кошелек со всеми деньгами прислали ему домой по почте.
В парке Уэно есть большой пруд, на котором народ катается на лодках. Это нормально. Но вот то — что они оставляют свои вещи на берегу без присмотра! Вы можете представить такую картину в любой другой стране мира? В конце концов здесь же есть и бомжи, ночующие в картонных коробках. Впрочем бомжи тут тоже продвинутые, хоть и без крыши над головой, но с плеером и каким-то электронным устройством в руках.
Поездку на такси в Токио мы не планировали. Но от фотографии машины на токийском перекрестке не удержались. Ведь это легендарная Тойота Краун с выдвинутыми вперед зеркалами заднего вида! Живой антиквариат. Ведь их выпускают с начала 80-х. Машина, которую и сейчас многие считают самой надежной на планете. До миллиона километров пробега без капремонта. И в это можно поверить, ведь машины до сих пор используются, причем не как реликтовая приманка для туристов, а как настоящее такси!
В основном на улицах встречаются малолитражки. Экономично и удобно. Особенно если их менять раз в два-три года, как это и делает большинство японцев. К этому их вынуждает система налогов на автотранспорт. Через три года налог возрастает в полтора раза, а через пять лет – в три. Многие покупают машину в кредит, исправно платят три года все взносы, а потом сдают машину продавцу и берут новую той же марки. Причем все сделанные платежи идут в зачет, даже если кредит полностью не погашен!
Самая популярная фирма – Тойота. В мае 2010 года в Японии было продано 27 тыс. машин Тойота Приус, 14 тыс. — Хонда Фит (или по нашему Хонда Джаз), и примерно по 10 тыс. машин Тойота Vitz (Тойота Ярис), Тойота Королла и Тойота PASSO. Так что лидирующие позиции фирмы Тойота на японском рынке не вызывают сомнений.
Внедорожники встречаются реже – в основном в провинции. Это, как ни странно, больше женская машина. Удобно — посадила в машину троих детей, загрузила в нее пару мешков с рисом, и едешь по своим семейным делам.
Осмотрев достопримечательности Токио и переночевав в рёкане, двигаемся дальше и на рейсовом автобусе добираемся до расположенного у подножия горы Фудзи городка Кавагутико. Посмотрим, как живет японская провинция.
Впечатляет компьютеризация населения. Ковагутико – типичный провинциальный городок. Заходим в небольшое кафе. В надежде, что официант слышал прогноз погоды по телевизору, спрашиваю :
- Вы, случайно, не знаете прогноз погоды на завтра?
Официант достает из кармана ай-фон, выходит в Интернет и спокойно говорит:
- Утром пасмурно, а после обеда погода будет отличная.
Удивительно и то, что он понял вопрос на английском. Правительство прилагает большие усилия, но в японской глубинке с этим международным языком не просто. Хотя процесс идет. По любому лучше, чем у нас. Не думаю, что в российской провинциальной забегаловке кто-то сможет помочь англо-говорящему иностранцу.
В магазине, где все надписи на японском, покупка продуктов становится проблемой. Просто не понимаешь, что берешь, так что каждый поход в супермаркет превращается в игру «угадайка». Но и тут есть свои особенности.
Показываю что-то непонятное, экзотическое, запаянное в полиэтилен продавщице. Она достает из кармана электронный переводчик, набирает по-японски название товара и показывает нам на экране перевод. Это маринованный корень лотоса. Ничего – съедим.
В Кавагутико мы, наконец, смогли увидеть Фудзи. Вот он какой — образ вечности, вдохновлявший многие поколения художников. Боже, до чего же она красива. Идеальные, чуть вогнутые склоны, длинные лепестки снежников, спускающиеся вниз. И ничего рядом, способного соперничать с ней в красоте. Действительно — величество в гордом одиночестве.
В японской бане
В Японии очень популярны бассейны на горячих источниках – термы. Решили посетить такую в Кавагутико. Наконец понял, что такое настоящее джакузи. Это не ванна с дырочками, откуда под давлением подается вода, как я раньше думал, а бассейн, где горячие потоки, вырываясь на поверхность, нежно массируют твое тело. А ты блаженствуешь и глядишь на Фудзи, ведь все это происходит на открытом воздухе, с видом на эту прекрасную гору.
Русские моряки сразу оценили достоинства терм. Они располагались здесь с пивом и воблой, а заодно стирали свое бельишко, чем сильно шокировали медитирующих по соседству японцев. Ведь термы – они для очищения тела и души. Так что было время, когда посещение терм было закрыто для иностранцев, но под давлением возмущенной мировой общественности, доступ открыли вновь с запретом там стирать и распивать.
В термах дают два полотенца. Маленькое служит одновременно плавками (им японцы во время медитации прикрывают причинное место), головным убором (его кладут на голову, когда лежат в бассейне под открытым небом, чтобы солнце не напекло голову) и мочалкой.
Термы для меня дело новое, так что пришлось все изучать, копируя действия японцев. Вошел в помывочное отделение, сел на пластиковую табуретку, огляделся и налил шайку с горячей водой. Ведь перед посещением бассейна нужно тщательно вымыться. Проблему вызвали три флакона с шампунями. Один видимо для тела, другой для головы, третий – кондиционер. Но вот что в каком флаконе? Ведь все надписи на японском. Впрочем, какая разница – мыло, оно и есть мыло.
Кроме бассейнов для медитаций есть бочки, в которых тоже можно сидеть и любоваться Фудзи, а также настоящая сауна с дверью выходящей в бассейн с холодной водой. В общем, отлично отдохнули.
Киото
На ночном автобусе переезжаем в Киото — древнюю столицу страны. Вселяемся в найденный недалеко от станции капсульный отель. Впечатляет, что-то из фильмов о будущем. Открываешь дверь туалета — автоматически поднимается крышка на унитазе. На стене пульт управления. Ощущение обезьяны в рубке космического корабля. Ничего не понятно. Нажимаю все подряд.
Давлю на кнопку, и струя воды бьет в седалище сзади, другая — спереди. С остальными не разобрался. Может быть, компьютер сразу делает и медицинские анализы? Но тогда где можно получить распечатку?
В общественных, кстати, довольно чистых, туалетах видели еще одну интересную кнопку, с нарисованной на ней ладонью. Это для особо стеснительных. Нажимаешь, и раздается журчание льющейся воды, заглушающее другие, нежелательные звуки.
Интересен и пульт управления душем. Масса режимов, струи бьют тебя с разных сторон. Можно сесть в душе на скамеечку и выбрать гидромассаж спины. Можно включить светомузыку или просто музыкальное сопровождение. Это, наверное, для тех, кто любит петь в душе.
Оставляем вещи и отправляемся осматривать город. Долго ищем автобусную остановку.
Поездку по Японии на рейсовом автобусе можно рассматривать как аттракцион. Сначала определяемся с конечной остановкой и находим ее на схеме проезда. Там все на японском, так что пытаемся запомнить нужные иероглифы. Затем смотрим электронное табло рядом с водителем. Там высвечиваются названия следующих остановок, естественно на японском. Внимательно сличаем иероглифы и определяемся, где мы едем и скоро ли выходить.
Проезд оплачивается у водителя. В Киото он не зависит от расстояния, но в пригородных автобусах это не так, так что на входе нужно брать талончик, в котором указывается, на какой остановке ты зашел. Затем по электронному табло ( если плата не фиксированная) определить стоимость проезда.
Рядом с водителем автомат для размена бумажных денег и автомат для оплаты проезда. Посадка происходит очень быстро. Во время поездки пассажир меняет деньги и готовится к оплате проезда. На выходе бросает входной талончик и деньги в автомат у водителя. Все в разы быстрее, чем у нас. Особенно, когда наш пассажир на входе покупает талончик у водителя, и долго ждет сдачу.
На табло появляется иероглиф, похожий на домик. Он означает «золото». Мы приехали — следующая остановка — «Золотой павильон». Выходим и, не глядя на карту, идем за толпой.
Настоящий японский парк. Блестящая золотая пагода, красиво отражающаяся в воде, так и просится на картинку в настенном календаре. Народу много, но все очень хорошо организованно, указаны даже места для фотографирования, где желающие запечатлеть себя на фоне этой красоты не будут мешать движению толпы, которая перемещается строго в соответствии с установленными указателями.
Рядом с пагодой продаются мешочки-амулеты. Не удержался и купил амулет для безаварийной езды. Я, конечно, в него не верю, но хуже не будет.
Дальше обычная экскурсионная программа — знаменитый «Сад камней», осмотр храмов, поездка в еще одну древнюю японскую столицу — Нару.
В Наре живет четыре тысячи оленей, которые бродят по тротуарам и выпрашивают печенье у туристов. Олени совсем ручные, сразу видно, что никто их здесь не обижает и шашлык из оленины не делает.
Забавно наблюдать за школьными экскурсиями. Цепочки детей в одинаковой форме, цвет которой определяется школой, громадные термосы на шеях крохотных первоклассников. Все идут строго парами, колонной. Коллективизм и дисциплина здесь воспитываются с детства. И в метро народ не лезет в вагоны, отпихивая соседей, а чинно стоит парами в очереди в отмеченных на перроне местах посадки в ту или иную дверь вагона, причем на платформе написано, какая дверь и какого вагона здесь откроется.
Интересно поставлен процесс обучения английскому языку. Типичное домашнее задание по английскому — отловить англо-говорящего иностранца и задать ему вопросы на английском языке. Я три раза рассказывал про Россию, которую дети совсем не знают. Только одна отличница смогла мне сообщить, что Россия, это страна, где очень холодно. Слухи о том, что в детей Японии популярны мультфильмы про Чебурашку, оказались сильно преувеличенными.
Объездил полмира, но нигде не встречался с такой вежливостью. И дело не только в том, что все всё время кланяются и за всё благодарят.
Встаем у дороги и достаем карту, пытаясь понять, как добраться до отеля. Неожиданно останавливается проезжающая машина. Водитель открывает окно и спрашивает: «Вам помочь?». После чего подробно объясняет, куда нужно идти.
Другой пример. Осака. Проливной дождь. Мы выходим из метро. Я спрашиваю у прохожего, как добраться до электрички.
Он мне показывает дорогу. Довольно далеко, учитывая, что придется идти под проливным дождем. Мы разворачиваемся, пытаясь поискать дорогу под землей.
- Нет, нет! Вам не туда! — нас догоняет все тот же японец.
- — Давайте я вам покажу правильный путь!
Японец, держа надо мной зонтик, провожает нас до станции электрички, показывает, где можно взять билеты и только после этого возвращается в метро!
И все это совершенно бескорыстно! Ведь Япония — единственная страна в Азии, где не берут чаевых, считая это оскорблением.
Другое наблюдение. Скоростной поезд Осака — Токио. По вагонам идет кондуктор и проверяет билеты. Уже привычное выражение радости от встречи с вами на лице. На проверенные билеты ставит штамп. Находим в словаре перевод иероглифа - «спасибо».
В конце поездки добрались до священной горы Коясан, расположенной в 100 км от Осаки. Здесь расположено самое престижное кладбище и несколько монастырей, первый из которых основал легендарный Кукай, еще при жизни признанный бодхисатвой. На вершине горы как раз находится его мавзолей.
С тех пор на кладбище стали хоронить самых известных людей Японии. Здесь могилы сёгунов, реально правящих страной от имени императора, и многих знаменитых самураев.
Долго бродили по кладбищу, прежде чем нашли могилу всемирно известного японского поэта Басё. Скромный надгробный памятник над могилой «пушкина» японской поэзии, сосновая веточка в банке для цветов.
Здесь же кладбища знаменитых корпораций. Вот могила фирмы Панасоник. Быть похороненным здесь — большая честь для сотрудника. Урна с прахом много места не занимает, но и народу не мало. За могилу на кладбище нужно каждый год платить. А тут и место священное, и за могилу платит корпорация.
На другом склепе логотип фирмы Ниссан. На постаменте памятник — скульптуры двух японцев в полный рост. Это могила героев — автостроителей. Само наличие такой могилы в священном месте многое говорит об отношении к производителям машин. Может быть и в этом, и в самобытной культуре японцев, в их вежливости, честности, в их культе красоты и заключается секрет высокого качества их машин.
Николай Носов. Статья опубликована в журнале «Полный Привод 4*4″. Фото автора и Елены Марковой.
Клип по материалам похода — «Зимняя Фудзи»
О нашем восхождении на Фудзи можно прочитать в статье «В яме на Фудзияме»