3 октября 2015 г. в Зверевском центр современного искусства (Москва,Новорязанская, д. 29),
в рамках киноклуба «Интересное кино» были продемонстрированы фильмы поэтического фестиваля закончившегося неделю назад в Крыму в Коктебеле.
Был показан шорт-лист фестиваля Волошинский сентябрь» в номинации «Киностихотворение» на стихи ныне живущего автора и шорт лист в номинации «Киностихотворение» на стихи русского (советского) автора. В последней номинации было представлено и Гумилевское общество с киностихотворением «Жираф» на стихи Николая Гумилева.
Показ вызвал большой интерес. Зал был практически полон. Причем в зале были в основном члены клуба «Интересное Кино?», который объединяет профессиональных кинематографистов.
Вечные темы – любовь, смысл жизни, мечта об идеале, одиночество. Работы были встречены публикой очень тепло, хотя критики тоже хватало. Впрочем, критика была конструктивной и профессиональной. Проблемы картинки, проблемы звука, проблемы монтажа.
Все клипы были разные. Запомнился реп на стихи Блока «Улица.Фонарь.Аптека». Неплохо смотрелась мультипликация, которая часто просто спасала клип.
В списках было несколько работ представителей Украины. Такой культурный обмен в такое непростое время можно только приветствовать. Но были и накладки. В одном из клипов – про утонувшего моряка речного флота, стихи были на украинском. Ничего не понял. А титры перевода были на английском. Могли бы для участия в российском фестивале сделать перевод титров на русский. Хотя сама анимация была сделана хорошо.
Многие из клипов грешили техническими недостатками. Но в них было главное – они были сделаны с душой, с любовью. И вызывали отклик у зрителей.
К сожалению, не показали фильм-победитель в номинации «Документальный фильм» — «Встреча». На экране появились титры, а потом организаторы завершили показ, сказав, что картинка слишком плохого качества.
Вместо него пошел профессиональный фильм «Звучание Бетховена». Да, он был сделан профессионально. Отличная картинка, отличный звук. Но смотреть это было совершенно невозможно. Сплошное мучение и борьба со сном. И с первого ряда уходить неудобно.
Вспомнились годы брежневского застоя, когда учителя заставляли писать сочинения на тему типа «Партия- ум, честь и совесть нашей эпохи». Ну, школьники и выдавали набор штампов, которые вряд ли мог легко осилить и учитель. Разве что орфографию проверить. Так и этот фильм профессионала. Набор политических штампов только противоположного знака. И скучнейший видеоряд.
Понимаю, автор видимо писал сочинение на заданную тему. Наверное, были какие-то деньги, выделили какие-то гривны – их надо было освоить. Но зачем народ заставлять это еще и смотреть? Еле дотерпел до конца и сразу ушел. Возможно, в ВГИКе учат правильно монтировать и правильно снимать. В этом плане претензий к фильму нет. Но куда после учебы девается легкость и душа?
А вот работы Волошинского конкурса понравились. Они были интересны самим авторам, которые их не вымучивали, думая, чем бы забить выделенное время. Они были искренними, и это главное.
Николай Носов. Фото автора