Узкая асфальтовая дорога из аэропорта в город, по которой медленно плетутся машины. Тревожно горящий красный сигнал на панели прокатного автомобиля, взывающий о какой-то непонятной и от того еще более подозрительной неисправности. Выглядывающий из люка ползущей на встречу БМП механик-водитель. Мы в Восточной Пруссии – ныне Калининградской области, самой западной части нашей страны.
В 1758 году Восточная Пруссия по итогам Семилетней войны вошла в состав Российской империи. Но только на четыре года, Петр III, не скрывавший преклонения перед Фридрихом II, после прихода к власти немедленно прекратил военные действия против Пруссии и вернул земли прусскому королю.
По итогам Второй мировой войны треть Восточной Пруссии была передана СССP, две трети – Польше. Район Мемеля, ныне Клайпеды, отошел к Литовской ССР. Немецкое население депортировали в Германию.
Сворачиваем к форту №5, названному в честь прусского короля – Фридрих Вильгельм III. Относящееся к кольцу фортов «Ночная перина Кенигсберга» окруженное рвом шестиугольное сооружение из кирпича и бетона прикрывало шоссейную дорогу на город Пиллау, ныне Балтийск.
Выглядящий неприступным форт три дня выдерживал огонь орудий особой мощности, который смог только снять верхнюю «земляную» подушку. Только на пятый день штурма, когда боевые действия шли уже в центре Кенигсберга, остатки немецкого гарнизона капитулировали. За осаду и взятие форта 15 советских солдат и офицеров получили звание Героя Советского Союза.
Сейчас в форте музей, рассказывающий о войне. По потернам, подземным коридорам, соединяющим огневые точки, бродят туристы. На стенде письмо фронтовика – «разрешили послать семье посылку с трофеями, дома получили два обернутых бумагой кирпича». Вместо экскурсовода используем приложение izi.travel – аудиогид в смартфоне, рассказывающий об истории форта.
Германское золото
Калининградская область прочно ассоциируется с янтарем. Здесь в поселке Янтарный (Палмикен) находится крупнейшее разведанное месторождение балтийских самоцветов – 90% мировых запасов. В 1926 году в Кенигсберге была открыта государственная янтарная мануфактура, выпускавшая ювелирные изделия, предметы быта, сувениры и высокохудожественные авторские произведения, в том числе янтарные модели парусников.
Немецкие маркетологи внесли большой вклад в популяризацию янтаря, который позиционировали как «Германское золото». Янтарь использовали при изготовлении призов для победителей Олимпийских игр 1936 года в Берлине.
Советский Союз продолжил традицию выпуска продукции из самоцветов. Часть произведений наших мастеров, в том числе восстановленный фрагмент янтарной комнаты, мы изучили в Музее янтаря, расположенном в Башне Дона, одном из внутренних укреплений Кенигсберга.
В самом красивом городе России
Калининград, бывший Кенигсберг, расположенный при впадении реки Преголи в Калининградский залив, производит впечатление ухоженного и удобного для туристов города. Не зря он признавался самым красивым городом России по версии РБК. Хорошо смотрится панорама Рыбной деревни – квартала, застраиваемого в стилистике старого Кенигсберга.
Мосты через реку Преголи появились еще в XVI веке. Расположение семи кенигсбергских мостов натолкнуло математика Леонарда Эйлера на размышления, которые привели к возникновению теории графов.
Выбираю ракурс, чтобы сфотографировать красивое здание, возвышающееся над центром города. Но это не кафедральный собор, а синагога, восстановленная в 2018 году. В 1938 году синагогу Кенигсберга разрушили фашисты во время «Хрустальной ночи». На ее месте в советское время стоял цирк-шапито.
Оплатив входные билеты, прослушали лекцию об основах иудаизма и истории евреев Кенигсберга. Затем сфотографировались на фоне святилища, закрытого красным бархатным пологом (парохет) с надписью «Тора – основа жизни». В святилище пускают только священнослужителей. Лектор объяснил, что там стоит ковчег с двумя свитками Торы. Ковчег – обычный шкаф, а вот свитки сделаны строго по старинным рецептам – на пергаменте из коровьих шкур.
В центре синагоги находится возвышение со столом для свитка, с которого читается Тора. В это время в зале только мужчины — женщины следят за службой с балкона. Впрочем, во время экскурсии женщин в зал пускали, да и строгого дресс-кода не было, народ ходил даже в шортах.
Главная достопримечательность города – Кафедральный собор на острове Канта, в котором расположен самый большой орган в Европе. Послушать приятно, но лучше бы было больше классики, а не современных композиций. В южной башне располагается Валленродская библиотека, уникальное собрание старинных книг и манускриптов.
В профессорском склепе у северной стены собора похоронен Эммануил Кант – один из самых известных философов, подданных российской империи. На верхнем этаже собора размещена экспозиция, рассказывающая об авторе знаменитой цитаты: «Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благословением, тем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, – звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Балтийская коса
Температура воздуха за тридцать в июне не типична для этих мест. Вода для Балтики тоже теплая – плюс 23. Из-за аномально жаркой погоды народ рванул на море. Так что пляж в Янтарном напоминал Сочи.
Но побережье большое, да еще и две песчаные косы – Куршская, по которой проходит граница с Литвой, и Балтийская – поделенная с Польшей. Так что безлюдные места можно найти.
На Куршской косе больше туристов. Здесь расположен национальный парк, сюда, посмотреть на дюны и «танцующий лес» – причудливо изогнутые сосны, приезжают экскурсионные автобусы из Калининграда. Пришлось резко тормозить перед вышедшей на дорогу лисой, видели серую цаплю и быстро спрятавшуюся в чаще косулю.
Но больше понравилась Балтийская коса, до которой с автомобилем можно добраться из Балтийска на пароме. В очереди на паром стояли два часа, зато на самой косе народу не так много.
Несколько хорошо отделанных снаружи, но грустно выглядящими внутри домов на набережной, небольшой поселок, база отдыха – пожалуй все, что напоминает о советском периоде местной истории. Больше довоенных следов. Полуразвалившиеся огромные ангары, большая взлетно-посадочная полоса, заброшенные подземные бункеры, в тоннелях которых можно бродить только с фонарем. На память приходят «Марсианские хроники» Рея Бредбери – колонисты с Земли, натыкающиеся на следы древней марсианской цивилизации.
Зато здесь в сосновом лесу можно без проблем поставить палатку и вечерами любоваться на опускающийся в море красный диск Солнца.
Полная версия опубликована на портале «ИКС-Медиа».