Дербент встретил большим рекламным щитом медицинской клиники, сделавшей уже более 20 тысяч успешных обрезаний. Не поддавшись на уловки маркетологов, проехал в центр города и свернул на набережную Каспийского моря. Еще не Сочи, но прогресс очевиден – ухоженные дорожки для прогулок, белые колонны, ажурные беседки – все как в приморском курортном городке черноморского побережья Кавказа.
Продолжаем наше новогоднее путешествие по Дагестану. Арендованная в столице республики Lada Granta выдержала испытание горными дорогами. Началась равнинная часть маршрута.
Ворота в Азию
Расположенный на ключевом участке Великого Шелкового пути Дербент долгое время считался и древнейшим городом страны. Про 20-вековую историю города напоминают даже надписи на набережной. Сейчас это звание оспаривает Пантикапей – нынешняя Керчь. Но о существовании на берегу Каспия крепости упоминали еще древние греки, о Дербентском проходе еще в V веке до н. э. писал Геродот. Так что точка в споре историков еще не поставлена.
Самый южный город страны – ворота из Европы в Азию, что нашло отражение в его персидском названии «Дарбанд» – закрытые ворота. Персы перекрыли самый узкий проход между Кавказскими горами и Каспийским морем двумя идущими от цитадели Нарын-кала стенами, между которыми расположили город.
Навигатор в Старом городе не раз заводил в тупики, так что поначалу с опаской въезжал в узкие проходы в сохранившихся крепостных стенах, не веря, что это нормальные городские транспортные магистрали. Впрочем, без помощи местных жителей путь к цитадели все равно найти не смог. «Поезжай за мной, покажу дорогу», – сказал остановившийся у маленького магазинчика водитель и, лихо развернувшись через сплошную линию, поехал совсем не туда, куда отправлял навигатор.
К правилам дорожного движения здесь относятся неформально, примерно как в Москве лет десять назад, когда на каждом углу еще не стояли камеры наблюдения и водители в автоматическом режиме не получали «письма счастья» за любые зафиксированные ими нарушения. Превышение скорости, обгон через сплошную в зоне запрещающего знака, объезд пробки по обочине, выезд на встречную полосу – обычное дело на дагестанских дорогах. Не думаю, что ситуация долго сохранится – первые камеры на городских улицах уже появились. Цифровизация идет по всей стране и Дагестан не станет исключением.
Из местной специфики – встречающиеся в темное время суток на дороге машины без включенных фар и даже габаритов. Понимаешь, что не из-за разгильдяйства, а просто освещение автомобиля неисправно, но от этого не легче. Впрочем, несмотря на такой стиль езды, ни одной аварии на дорогах не видел, да и сам в аварийные ситуации не попадал.
Есть отставание и в понимании экологических проблем. Видел, как на полном ходу у впереди идущей машины приоткрылась дверь, и водитель бросил какой-то бумажный стаканчик на дорогу. С этим пытаются бороться, часто встречаются таблички с надписью «Ради Аллаха, не бросайте мусор на дорогу».
Цитадель Нарын-кала
На вершине ближайшего к морю холма расположена древняя цитадель Нарын-кала, входящая в список всемирного наследия Юнеско. Место, которое считается обязательным для посещения попавшими в город туристами.
Крепостные стены от цитадели шли не только в горы, но и в море, препятствуя обходу укреплений по мелководью. По сути, это – аналог Великой Китайской стены, защищавшей империю от набегов северных соседей. Благо, что полоска суши между горами и морем небольшая и не надо строить гигантский объект, видимый из космоса.
Споры вызывает странное крестово-купольное сооружение в центре цитадели. Местные позиционируют его как необычной формы водохранилище, но некоторые специалисты указывают на отсутствие внизу водовода, ориентацию помещения в виде креста по сторонам света и считают строение древнейшим в России христианским храмом.Билеты на входе в цитадель смог оплатит по карточке. В Дагестане такая услуга встречается редко. Цифровизация платежей проходит туго, почти везде предпочитают наличные, в крайнем случае – перевод с помощью смартфона на счет в Сбербанке. И чек дают далеко не всегда. Не изучал вопрос с собираемостью налогов, но судя по рекламной надписи на школьном автобусе, подчеркивающей, что он куплен на средства от налогов, проблемы есть.
Вхождение в Россию
Персы, армяне, хазары, арабы, тюрки… Кто только не владел расположенным на стратегически важном месте городом за его долгую историю. Через Дербент проходил Тамерлан, город брал штурмом во время персидского похода Стенька Разин.
К России Дербент первый раз присоединился после персидского похода Петра Первого. 23 августа 1722 года русская армия заняла город. Местные жители торжественно встретили русского императора, подарили ему два серебряных ключа от городских ворот и книгу, рассказывающую об истории города. Но окончательно в состав Российской империи город вошел только в 1813 году.
Петр Первый провел в Дербенте две недели. Государь не любил больших помещений, так что его дербенская землянка, остатки которой бережно охраняются защитными прозрачными перегородками в созданном рядом музее, больше похожа не на императорские покои, а на небольшой походный штаб на фронте Второй мировой войны.
Для обеспечения безопасности плавания судов в 1853 году в Дербенте построили маяк, самый южный в России. Сначала отправились искать его на берегу, но, не обнаружив, обратились к приложению «Яндекс.Карты». Оказалось, что действующий до сих пор маяк расположен чуть ли не в центре города.
В 2007 г. на нем был установлен новый яркий источник света. Так что теперь сигнал виден на расстоянии до 18 морских миль. Маяк включен в список охраняемых памятников России и входит в исторический список ЮНЕСКО.
В современной России Дербент известен как место производства, пожалуй, лучшего в стране коньяка. На экскурсию на завод не пошел, тем более что все время за рулем. Но любителям рекомендую приобретать его здесь – в горных районах даже пиво, не говоря о коньяке, найти проблематично.
В погранзоне
– Где ваш пропуск в погранзону? Разве не видели предупреждения на дороге? – обращается к нам вылезший из бытовки человек в штатском.
Мы на берегу Каспийского моря около самолета «Лунь» – самого большого ракетоносца-экраноплана в мире. Посмертного детища так и не получившего широкого признания гения советского авиастроения, коммуниста-аристократа Роберта Бартини, автора проектов летательных аппаратов нового типа.
Американцы назвали его «Каспийский монстр». Действительно огромный – стоишь под нижним, скользящим над морем крылом, и еще много места над головой. Опытная эксплуатация аппарата завершилась в год распада СССР в 1991 году, строительство других было остановлено, так что ничего похожего в мире больше нет.
Сейчас самолет лежит на берегу и потихоньку ржавеет. Заглянул внутрь через появившуюся дыру в корпусе – состояние плачевное. Уже реализуются планы создания вокруг экраноплана туристического объекта – парка «Патриот». Какие-то строительные работы рядом с дорогой ведутся. Но сам самолет быстро не восстановишь, хорошо, если хотя бы снаружи покрасят.
И остается вопрос с пограничной зоной. Непонятно, почему на Черном море можно спокойно подходить к берегу, который тоже является государственной границей, а на Каспийском это проблема? Выплывет из глубины иранский шпион-аквалангист? Высадятся из лодки нелегальные мигранты из Афганистана?
Местные совсем не напрягаются, всех посылают, ездят без пропуска на побережье на горячие сероводородные источники и судя по выстрелам, даже на охоту. Предлагают не обращать внимание на предупреждающие знаки и туристам. Но для развития массового туризма хорошо бы открыть район официально.
В целом Дагестан произвел приятное впечатление. Видно, что республика развивается, строятся дороги, делаются попытки раскрутить туристическую отрасль. Интересных мест для туристов много – дело за созданием комфортных для отдыха условий и раскрутки маршрутов в СМИ.