Самый популярный вид отдыха Доминиканской республике – пакетный. Туристы покупают тур в и отлично проводят время на пляже, на изолированной от местных жителей территории. Но настоящую жизнь страны так не увидишь. Так что берем билеты на регулярный рейс Аэрофлота, садимся в аэропорту Пунто-Кано на забронированный через интернет автомобиль и вдвоем с женой Ириной отправляемся в путешествие по стране.
Следы цифровизации
Одна из проблем путешествий по Латинской Америке – языковой барьер. Немного понимаем – не зря же штудировали дома скачанный в интернете самоучитель испанского для американцев. Но детали ускользают, и тут помогает переводчик в смартфоне, причем в сматфоне доминиканки, передающей нам машину. Еще два года назад такую картину было трудно представить, но сейчас уровень перевода стал вполне приемлемым.
Первым делом заехали в супермаркет. На входе охранник потребовал QR-код. Вполне устроил код, никак не относящийся к вакцинации, причем один на двоих. За все время пребывания в Доминикане QR-кодом поинтересовались еще только раз. Охранник требовал его у всех входящих в банк, а при его отсутствии пропускал за сумму, эквивалентную 120 российским рублям. И никто из них QR-не сканировал и не проверял по базе. Хотя интернет в населенных пунктах на побережье есть.
В супермаркете купили SIM-карту мексиканского телеком-оператора Clara. Вроде самый дешевый тариф, но цена все равно значительно выше, чем в России. Свои услуги мобильного доступа в интернет в Доминикане также предоставляет местная компания Viva и французская Orange. А вот дата-центров, согласно Data Center Map, в Доминикане нет. Остров находится в середине пояса ураганов, с июня по октябрь идут сильные штормы и наводнения – не лучшее место для ЦОДов.
Места для ночлега в основном бронировали через Booking.com. К сожалению, в половине случаев координаты мест были введены с ошибками. Один из забронированных в Доминикане отелей даже оказался на Кубе, хорошо, что заметили это еще в Москве. Так что поиск мест для ночлега включал опрос местного населения.
В Бока да Юме нас долго посылали в противоположных направлениях, не помогли и военные, которые были не особо приветливы. Впечатлил шедший, шатаясь, рослый чернокожий в грязной одежде с небрежно засунутым за пояс большим блестящим пистолетом. Впрочем, на непонятно как попавших в такое нетуристическое место белых смотрели с интересом, но без агрессии. Только детишки иногда кричали что-то непонятное про гринго.
На улицах грязно, народ в основной массе живет бедно, без централизованного газо- и водоснабжения, а порой и без электричества. Многие хибары трудно назвать жильем. Очень популярны лотереи – пункты продажи билетов находили даже в самых маленьких поселках. Чем меньше денег – тем больше хочется верить в удачу.
Но смартфоны у людей есть. Мобильной связью пользуются и даже выходят в интернет.
В пещерах Доминиканы
В Доминикане много пещер. Причем кроме культурных, с подсветкой, лестницами и дорожками, много красивейших диких, где не будет мешать гид и чувствуешь себя первопроходцем, заново открывающим все новые и новые подземные залы.
Первая – пещера Берна, куда отправились рано утром. Большой входной грот, кроме нас – только летучие мыши. Когда-то в пещерах жили индейцы таино – коренные обитатели острова. Теперь от них остались только наскальные рисунки.
Колонизаторы обложили таино данью, согнали в резервации, заставляли на себя работать, а непокорных убивали. Плюс новые завезенные болезни. Коренного населения не осталось, впрочем, в жилах многих доминиканцев течет и индейская кровь от смешанных браков индейских женщин с европейцами и привезенными из Африки черными рабами.
На следующий день рано утром входим в национальный парка Del Este через ворота недалеко от города Байяхибе. Четыре километра по тропе по просыпающимся джунглям. Экзотические крики, что-то трещит в кустах, скорее всего птицы, многие из которых здесь эндемики. С дикими животными здесь плохо – только крысы.
Зато пещера Bridge – супер. Даже первый зал, визитом в который обычно ограничиваются редкие туристы, которых сейчас нет. Но Ирина нашла еще боковой проход, а там совсем сказка. Огромные залы, с потолка свисают гроздья сталактитов, разбросаны шипы сталагмитов, причудливые колонны сталагнатов. Ажурные арки, изящные настенные панно. Хаотично носятся летучие мыши. Настоящий дворец подземного короля.
Последний лаз на любителя. Длинный шкуродер, с вещами не пролезешь, надо ползти по мышиному помету, при этом мыши бегают недалеко от лица. И страх, что не найдешь дорогу назад, когда оказываешься в огромном зале со множеством щелей, среди которых надо найти нужный выход. Это лучшая дикая пещера из всех, что когда-либо видел. И адреналин первопроходца, карты пещеры у нас нет, гида нет, людей нет, и переходя из зала в зал, надо все время напрягаться, чтобы не забыть дорогу назад.
На курорте
Сам Байяхибе – курортный городок. Белоснежный песчаный городской пляж, перетекающий в кладбище. Изгибаются в сторону моря кокосовые пальмы. На мелководье большой стройный негр держит в объятьях белую туристку. Ослепительная улыбка, влюбленный взгляд, накачанная мускулатура – женщина тает от счастья. Огибаю сладкую парочку и ныряю в теплую воду.
Недалеко от пляжа появляются сувенирные киоски – верный признак курорта для иностранцев. Много изделий из полудрагоценного бело-голубого минерала ларимара, который встречается только в Доминикане. Другой популярный местный сувенир – эликсир жизни мамахуана. Это настойка на местных травах, корешках и лианах, которые использовали еще шаманы индейцев. Считается, что этот афродизиак не только лечит от многих болезней, но и добавляет жизненную энергию.
На улице хелпер принимает за француза и куда-то зовет на французском. Отвечаю по-испански, что не понимаю. Переходит на испанский, затем на английский, затем сдается и спрашивает:
– Откуда?
– Из России.
Изображает бурную радость и переходит на вполне приличный русский.
Гостиница не нужна, мы уже сняли комнату в доме у итальянца Максимилиано, который хорошо говорит по-английски. Приятно после испанского пообщаться на понятном языке. Радость, почти как в походе по Амазонке, когда после мучений с непонятным португальским в Бразилии, доплыли до испаноговорящей Колумбии.
На дорогах Доминиканы
На окраине столицы страны Санто-Доминго нашу машину догоняют двое полицейских на мотоцикле и приказывают остановиться. Заявляют, что еду днем с ближним светом фар.
Читал, что здесь можно быть пьяным, идти на двойной обгон, ехать по встречной полосе, но нельзя быть не пристегнутым ремнем безопасности и говорить за рулем по мобильному телефону. Насчет ближнего света ничего не слышал, хотя заметил, что местные его обычно не включают.
Тычет пальцем в полицейскую нашивку на форме и сразу просит денег – нужно сделать сыну подарок. Вежливо посылаю – плохо говорю по-испански, жаль, что английского они не знают, могу поехать и в участок – до окончания отпуска время еще есть. Помурыжили – отцепились. Но осадок остался.
Иллюзий насчет столицы – Санто Доминго – не было. Был готов к напряженному трафику и пробкам. Но когда истерично бибикают сзади, если останавливаешься на красный – уже перебор. Недовольно обгоняет, а я, прикрываясь этой машиной от встречного потока, пересекаю перекресток на красный, постигая основы местной езды.
Не уступают, едут, как хотят, расталкивают, подрезают и непрерывно гудят. А еще непрерывно меняющие направление мотоциклисты. Дорожные знаки – для декорации. Звереешь, когда из крайнего левого ряда неожиданно резко подрезают и уходят направо. А включать сигналы поворота тут не принято. В общем – езда по понятиям, которые у всех разные, о чем свидетельствует масса побитых автомобилей. Понятно, почему туристам не рекомендуют брать машину напрокат. Тяжело будет менять новые привычки при возвращении в Москву, где уже ждет штраф с видеокамеры за нарушение дорожной разметки на заснеженной дороге. А тут даже на двойную сплошную линию никто внимания не обращает.
Изучив старый город и гробницу Колумба, с облегчением покидаем столицу и отправляемся в горы. Впереди спортивная часть маршрута.