Восхождение на Эльбрус / Центральный Кавказ / Горы мира / Mountain.RU

elbsp11

8 августа 2002 года. Тихо звенит будильник. Ночь. Выглядываю в иллюминатор кабины вертолета, неведомым образом оказавшейся на склонах Эльбруса в районе приюта 11. Конечно, всемером здесь спать было тесновато, зато тепло. Звездное небо — значит погода хорошая. Это удача, о которую наши соседи из домика МЧС ждали уже две недели. Можно идти на восхождение.

В тайне я надеялся, что природа сделает мне этот маленький подарок в день рождения. Быстро собираемся, пьем чай, одеваем кошки и выходим на снег.

Минут через сорок замечаю, что звезд уже не видно. Погода портится. Опускается туман. Падает видимость. Усиливается ветер. Навстречу начинают попадаться группы, которые решили отказаться от восхождения. С одной из них возвращается назад и питерский альпинист. Но мы продолжаем путь вверх, надеясь, что погода улучшится.На склоне уже вспыхивают огоньки фонариков. Мы не первые и это хорошо. По следам идущих впереди легче будет найти дорогу. Идем медленно, учитывая опыт удачного восхождения на Килиманджаро. Вскоре к нашей группе присоединяется альпинист из Питера, у которого нет фонарика. Он пристраивается к хвосту колонны.

Натыкаюсь в тумане на расчищенное место для стоянок. Оказывается мы уже поднялись на скалы Пастухова. Здесь последняя из ранее вышедших групп. Ребята долго совещаются и принимают решение об отказе от восхождения. С ними отправляем совершенно замерзшую Лену. Ее ботинки не выдерживают мороза и она совсем не чувствует пальцев ног.

Нас осталось трое. Пурга замела тропу и дальнейший подъем совершенно не ясен. К счастью накануне мы сделали сюда выход для акклиматизации и я засек координаты вешки на тропе с помощью спутникового навигатора GPS.

Идем в полном тумане по стрелке прибора. Минут через 10 выходим к вешке у тропы. Внизу появляются огоньки и к нам подтягиваются трое ребят из Саратова, а затем большая группа, человек 10, из Питера. У них рация и очень решительно настроенный руководитель. После небольшого совещания решаем продолжить восхождение.

Темп очень низкий. Первый человек доходит до вешки и останавливается. Двое других ищут следующую вешку, не выпуская из виду группу, затем подают сигнал и группа переползает к следующей вешке. Идти без тропы нельзя — можно попасть в зону трещин. Именно так погиб несколько дней назад один альпинист и нам не хочется повторять этот печальный опыт.

Эльбрус. Бочки

Через четыре часа вешки кончаются. Смотрю на GPS — 5325 м. Похоже мы не нашли тропу на седловину и поднимаемся прямо на Восточную вершину. Это нас тоже устраивает, но непонятно, куда идти дальше в этом «молоке». Питерцы достают рацию и выходят на связь с »землей». Снизу передают, что в связи с непогодой Эльбрус закрыт, и все группы должны спускаться вниз. Питерцы поворачивают обратно. Вниз уже пошли идущие за нами команды англичан и шведов. Краем уха слышу, что вниз свернули и южноафриканцы. Это удар. Мы очень рассчитывали на помощь их инструктора — женщины лет 35, с которой познакомились два дня назад. Она уже давно и успешно водит группы на Эльбрус. У нее в GPS записаны все координаты пути и она может пробиться к вершине в непогоду.

Мой GPS выдает сообщение — кончились батарейки. Затем гаснет. Пурга быстро заметает наши следы. Положение становится критическим, мы можем просто не найти дорогу назад. Приходится начинать спуск.

Через полчаса спуска встречаем группу из ЮАР. Зря мы не поверили в их инструктора и не дождались их подхода. «В связи с непогодой Эльбрус закрыт, разве вы не получали сообщение?» — спрашиваю у инструктора. «А я отключила рацию» — хладнокровно отвечает она и продолжает путь вверх. Похоже, они дойдут. Но у нас уже нет моральных сил на повторный подъем, который отнял уже столько сил.

Нахожу подходящие батарейки в фотоаппарате саратовцев и по GPS иду вниз. Чувствую себя как Наполеон при Ватерлоо, битва проиграна, хотя победа была совсем близко.

Николай Носов Эльбрус 2002

Восхождение на Эльбрус / Центральный Кавказ / Горы мира / Mountain.RU.

Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>