Завершился третий открытый московский туристический фестиваль «Золотой Компас». Можно подвести некоторые итоги и поделиться своими впечатлениями.
Главный итог – фестиваль, несмотря на сложное время, состоялся, более того вырос и стал основным московским фестивалем для российских out-doors фильмов. Об этом говорит и количество заявленных фильмов, и их уровень, и полные залы на просмотрах, и сборник фильмов фестиваля на четырех дисках, и фильмы, которые дают возможность размышлять о тенденциях в развитии отечественного туристического кино. Фестиваль был особенно полезен для участников, в кулуарах можно было напрямую пообщаться с авторами фильмов, задать им вопросы и выяснить секреты мастерства.
Сразу хочется отметить профессиональный рост представленных работ. Сказывается и развитие техники – картинка в большинстве работ неплохо смотрится даже на большом экране. А ведь всего несколько лет назад в любительских фильмах это было редкостью.
Особо хочется отметить работу с закадровым текстом, что, похоже, становится тенденцией в развитии туристического кино. Распространенное мнение, что главное картинка, которая должна уметь и без слов все рассказать зрителям, уже не выглядит бесспорным. Так в заслуженный победитель в номинации «Terra Incognita», владикавказский фильм «Гора Богдо: горизонт событий» вообще построен на одном закадровом тексте, видеоряд несет вспомогательную, чисто иллюстративную роль. А вот гипнотический текст нагружает по полной программе. Местами даже не понятно, что хочет сказать проникновенный вкрадчивый голос диктора. «Ощущение масштаба вдохнуло в воображение панораму, где корабль времени вплывает в океан вечности», «одновременность засверкала отдельными моментами времени», «все события обратятся в волшебный, упругой линией горизонт с вершиной горы Богдо». Сразу и не въехать, но получается завораживающе красиво.
Очень хороший текст и в фильме из Ярославля, победителе в самой престижной номинации «видеоочерк о походе», фильме «Чулышмания» (Гран-При фестиваля). Здесь не только описание водного похода по сложной реке, но и попытка ответить на «вечный» вопрос – зачем люди отправляются в рискованные путешествия. Река — как натянутый канат, автор, как канатоходец. Что хорошо, то хорошо.
Вообще, фильмы – размышления стали фирменным отличием победителей фестиваля «Золотой Компас». Взять хотя бы победивший на прошлогоднем конкурсе фильм «Петля». Единственное, что немного портит картину «Чулышмания» — ощущение «де жа вю». В ней использован ряд сцен уже показанных в победившем в прошлом году фильме.
Фильмом, размышлением о страхе, можно считать и бронзового призера в этой номинации, очерк из Костромы «Вперед и вниз». Фильм – вполне в русле тенденций в развитии фестиваля. А вот серебряный призер в номинации «видеоочерк о походе», фильм «Шаухох — Черная гора», произвел неоднозначное впечатление. Начинается фильм с того, что автор, вдвоем с явно несовершеннолетней девушкой, отправляется на штурм достаточно сложной горы на Кавказе. Свои отношения с девушкой автор не освещает. Может она родственница, а может просто подруга. Но как-то сорокалетний мужик наедине с малолеткой смотрится странно. В памяти невольно всплывает набоковская «Лолита» и соответствующая статья уголовного кодекса. И что девочка будет делать, если не дай бог что-то случится с взрослым дядей? Одни ведь в горах. Не факт, что и спуститься самостоятельно сможет, не то, что помощь оказать.
Больше фильм ничем не запомнился. Хорошо изученный район, обычное восхождение. Логичней было бы видеть в призерах фильм Марины Галкиной «Красоты и преграды страны Сунтар-Хаяты» (Москва). И район совсем не изученный, и поход уникальный и монтаж аккуратный. Сделано с душой и любовью, чем часто выгодно отличаются любительские фильмы от своих профессиональных собратьев. Взять хотя бы «150 000 километров по бездорожью» — победителя в дополнительной номинации – «Лучший фильм о путешествиях». Вроде и путешествие уникальное – кругосветка на джипах, и с финансированием проблем нет. Но не хватает именно душевности – заплатили деньги, как-то смонтировали и сдали. Вроде все правильно, по науке, но как-то скучно и академично. И вообще, сложилось впечатление, что самый сложный участок кругосветки – дорога у подмосковного Егорьевска. Впрочем, ладно, это вспомогательная номинация. Путешествие продолжается, фильмы еще будут, можно считать этот приз авансом.
Среди победителей вызывает недоумение только номинация «Видеоклип». Рижский клип «Искусство отступать», о смерти туриста-водника, кроме как темой – больше ничем не запомнился. Может быть, этот водник очень известен, не знаю. Но сам клип просто никакой. На мой взгляд, победы больше заслуживал занявший второе место клип Бориса Игнатенко с длинным названием «Воспоминание о части пути, проделанном путешественниками- энтузиастами по Центральному Алтаю в позапрошлом году». Длинное название – единственный недостаток клипа, сделанного грамотно и аккуратно.
Да и бронзовый призер, клип из Уссурийска «Песня о Тайменях», где трое мужиков, глядя в бумажку, ужасными голосами хрипят самодельную песню на музыку «не думай о секундах свысока», производит гнетущее впечатление. Как говорится –«Не можешь петь, не пей». Хотя сама идея – «Поймал рыбу – отпусти», выглядит вполне современно.
Очень правильным было решение организаторов о выделении специальной номинации для профессионалов «Телепередачи». Авторы любители могут поучиться правильно монтировать кадры, выставлять свет и звук. Профессионалы же, в свою очередь, могут зарядиться искренностью и душевной теплотой любителей. А от этого выиграют все поклонники туристического и приключенческого документального кино.
Николай Носов