Вот и завершился юбилейный, десятый международный кинофестиваль горных и приключенческих фильмов «Вертикаль» в Москве. Объявлены победители, вручены призы. Есть время подвести итоги главного горного кинофестиваля страны.
Во-первых, хотелось бы поблагодарить организаторов, за то, что этот фестиваль состоялся, и что он есть. Это главный итог 10 фестиваля. Мы как прежде можем пойти в Дом Кино и увидеть все лучшее, что появилось в мире в этом жанре, так редко появляющемся на экранах наших телевизоров. А сомнения, состоится ли фестиваль, были. Особенно после смерти в апреле прошлого года президента фестиваля, председателя комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи – Валерия Кузина, вклад которого в успех проекта Юрия Байковского трудно переоценить.
После загадочной смерти 42-летнего чиновника проект горного кинофестиваля явно зашатался. Видимо, появились серьезные финансовые проблемы. Первый звонок — осенью не состоялся дочерний кинофестиваль «Грань» на Поклонной горе в Москве. К чести организаторов, они все же смогли найти деньги на проведения «Вертикали», хотя в этом году он был уже не таким пышным, как прежде — фильмы в основном показывали в маленьких залах на небольшом экране. Да и новый спонсор – водочная компания, как-то плохо сочетался с фестивалем, пропагандирующим здоровый образ жизни.
Теперь непосредственно об итогах. За десять лет фестиваль стал единственным в России международно-признанным фестивалем, показывающим лучшие достижения в мировом приключенческом документальном кино. Обратной стороной этого процесса стало то, что он практически перестал быть российским. Достаточно сказать, что победителем фестиваля ни разу не становилась картина с постсоветского пространства. Просто, это еще одна площадка, где выясняют между собой отношения мировые лидеры приключенческого документального кино.
Организаторы как-то попытались устранить этот перекос и ввели две чисто российские номинации «Лучшие телевизионные передачи» и «Любительские фильмы». Первая из этих номинаций сразу выглядела, как повод дать приз одному из спонсоров кинофестиваля – телеканалу «Спорт», ТВ-6, так что о серьезной борьбе в ней говорить не приходилось, а вот любительская номинация на первых порах вызвала интерес. Во всяком случае, я еще помню времена, когда организаторы с гордостью сообщали о сотнях фильмов, пытающихся попасть в номинацию на лучший любительский фильм и битком забитый Большой зал Дома Кино, на подведении итогов.
Однако, с каждым годом число участников любительского конкурса редело. Сначала организаторы пытались объяснить это переходом поднаторевших любителей в профессионалы, затем просто перестали комментировать. В итоге любительский конкурс на десятом кинофестивале не смог собрать даже маленький зал, причем не пришел даже его победитель, и приз пришлось вручать заочно.
В чем тут дело? На мой взгляд, причин несколько. Во-первых, необходимо ввести лимит на длительность фильма, например, 20-минут, как на других аналогичных кинофестивалях. Тогда появится возможность показа фильма на экране целиком, а не непонятной нарезки произвольно выбранных кадров. Сейчас складывается впечатление, что все фильмы – трехминутные видеоклипы. Если бы я не видел некоторых из них до фестиваля, то я бы не понял, о чем они вообще. Не думаю, что авторам интересно смотреть на такое издевательство над их детищем, а зрителям – на этот калейдоскоп. К концу показа так устаешь, что ждешь, не дождешься, когда все это кончится. Лучше ограничить число картин, прошедших номинацию, и показать их целиком. Тогда и зрители смогут понять, за что жюри дали призы в той или иной номинации.
Работа любительского жюри – отдельная песня. У меня сложилось мнение, что главные критерии выбора победителя – «духовность» и «патриотичность», естественно в смысле понимания этих понятий членами жюри. С «патриотичностью» все ясно – действие фильма должно проходить в нашей стране. Нужно же свои места пропагандировать. И туризм в них развивать.
С «духовностью» тоже более-менее понятно. Побольше духовенства, совершающего молебны перед походом (фильм победитель 2004 года «Флаг над вершиной»), а еще лучше прямо на вершине («Миссия — детский экстремальный проект на Эльбрусе» — специальный приз жюри 2005) или хотя бы показать кладбище староверов, под религиозные песнопения попов, как в фильме «Унесенные ветром», победителе этого года. В крайнем случае, можно вспомнить советскую духовность времен молодости председателя жюри и почтить память погибших в этих краях советских воинов. Это я о победителе любительского конкурса 2006 года (фильм «Пик 60-лет Победы»), когда группа знаменитых и прославленных альпинистов залезла в Приэльбрусье на никому не нужный жандарм, категории не выше 1Б и назвало его пиком 60-летия Победы. То, что в том фильме рассуждения режиссера о «памяти» выглядят крайне казенно и фальшиво, никого не волнует. Как, в прочем и зрелищность фильмов-победителей, вытерпеть которые до конца почти невозможно. Например, представляющие интерес только для непосредственных участников действа сцены застолий в фильме «Унесенные ветром». Или показанные в нем унылые пейзажи речки, не тянущей даже на 1А категорию сложности. Когда этот пейзаж оживляет обычная скала, все приходят в восторг и кричат «красотень!». Это как раз нормально, удивительно, что «красотенью» это считают и члены жюри.
Кстати, «Вертикаль» — фестиваль горных и приключенческих фильмов. Гор в этом фильме нет, приключений тоже. Разве что считать приключением поездку с пьяным водителем на гусеничном вездеходе по тундре летом, отлично понимая, что это запрещено законом. Много лет северная природа будет зализывать раны, полученные после такого «экстрима».
У неискушенного зрителя, после просмотра винегрета из нарезок, может сложиться мнение, что остальные фильмы еще хуже. Это не так. К счастью сейчас можно ознакомиться с некоторыми участвующими в конкурсе фильмами в полном объеме в Интернете. Да может и остальные не так уж плохи, если дать закончить мысль автору и показать фильм целиком.
Решение о призе «за лучшую работу высотного оператора» выглядит просто скандальным. Реально в конкурсной программе участвовал только один высотный оператор – Андрей Лебедев. Съемки проводились во время уникального высотного траверса высшей категории сложности в китайском Памире на высотах более 6500 метров. Как можно было дать этот приз за слабый фильм о восхождении на простенькую вершинку 4100 на Кавказе – в голове не укладывается. Может дело в дружеских отношениях лауреата с председателем жюри?
В целом, впечатление, что любительский конкурс умирает или даже уже умер. Ведь он стал неинтересен не только для зрителей, родственников и знакомых авторов, но и самим авторам. И если бы не право бесплатного посещения авторами некоторых (раньше всех!) сеансов кинофестиваля, то работ бы не набрали совсем.
Международный конкурс оценивается совсем по-другому. Там «духовность» и «патриотичность» никого не волнуют. Просто смотрятся результаты участников в прошедших конкурсах других стран, и выводится средневзвешенное решение. Во всяком случае, такое складывается мнение, анализируя фильмы-победители прошлых лет. Так что победитель и десятого фестиваля был ясен заранее. Нет, в этом году претензий к выбору жюри нет. Действительно, английский фильм «Прикасаясь к пустоте» лучший и победил заслуженно. Отличный фильм о мужестве и невероятной жажде жизни молодого английского альпиниста. Очень удачно проведено дублирование фильма. Голос Евгения Штиля замечательно передает нерв, настроение картины, которая до последнего кадра держит в напряжении зрителя. Но хотелось бы от нашего фестиваля каких-то открытий, своего неповторимого лица, а не простого выстраивания в общую международную шеренгу.
Ведь у наших фильмов есть своя изюминка, причем под «нашими» я понимаю фильмы авторов с постсоветского пространства. Да западные фильмы более красивы. Возьмем американский фильм «Женщины вершины К2». Вроде бы тематика мрачная – все пять женщин поднявшихся в разное время на К2 погибли. Но все как-то гламурно, особенно героиня, собирающаяся на подвиг. Выглядит, как будто сошла с обложки модного журнала – накрашенные губы, макияж. Такое ощущение, что она и не пытается подняться на К2, а просто разводит спонсоров. Толи дело наши мужики, в отличном фильме о «золотом» восхождении на Жанну «Запах вершины». Пот, грязь, кровь, все реально, этому веришь. Видно, что они действительно умирают от усталости, пытаясь подняться на стену, а не позируют, в третьем дубле натужно изображая восторг от только что пройденных последних метров до вершины, как баски в фильме «7 стен, 7 континентов, Вечный огонь». Особенно мило смотрится последний бросок испанцев до вершины по набитой от дублей тропе.
Не понятно, почему «Запах вершины» не попал даже в финальную тройку фильмов, претендующих на победу в горной номинации. Как, впрочем, и многие другие решения международного жюри относительно русскоязычных картин на фестивалях прошлых лет. Например, отличный казахский фильм «Цена Победы» на прошлогоднем фестивале был намного интересней фильма победителя «История смерти на Нанга Парбат» о разборках Месснера с федерацией альпинизма Германии. Может дело в том, что члены жюри не знают русский язык и оценивают наши фильмы только по «картинке»?
В этом году были недочеты в организации церемонии подведения итогов фестиваля. Звук был такого плохого качества, что когда на сцену вышел певец, половина народу убежала из зала. Я тоже вытерпел только одну песню, переждав остальные в фойе. Нельзя же так издеваться над слушателями.
Да и вообще, все театрализованные выступления на церемонии выглядели как плохая художественная самодеятельность. Только выступление велосипедистов было успешным. Лучше бы показали в это время более протяженные отрывки из фильмов победителей. И не повторяющиеся одни и те же нарезки фильма, участвующего в разных номинациях. Показанный в третий раз один и тот же фрагмент может привести в бешенство самого благожелательно настроенного зрителя.
Но были и организационные удачи. Например, идея сделать специальный день посвященный вершине К2. Особенно сильное впечатление произвел фильм, смонтированный по материалам российской экспедиции, погибшей в прошлом году на этой вершине. Наши ребята на экране, еще живые, не знающие, чем закончится для них это восхождение. После заключительных кадров не было аплодисментов. Зал сам, без подсказок ведущего, почтил память российских альпинистов минутой молчания.
Фестиваль закончился. Он нам нужен. Главное, что фестиваль хоть и шатается, но все же есть, и можно надеяться, что и будет.
Николай Носов
RISK — Шатающаяся «Вертикаль». К итогам 10-го фестиваля горных и приключенческих фильмов в Москве.