Север Намибии – одно из самых глухих и диких мест юга Африки. Правительство практически не вмешивается в жизнь местных племен, да и белые встречаются в этих местах крайне редко. Здесь, в труднодоступных районах плато Каоколенд живет племя химбу, которое и в 21 веке смогло сохранить свой традиционный уклад жизни.
Заходим в деревню рано утром. Химбу еще спят в своих маленьких хижинах, точнее в обмазанных смесью глины и навоза шалашах.
Заметив наше прибытие из лаза, который выполняет роль двери в домик, на четвереньках вылезает краснокожая женщина и хмуро смотрит на нас. Я ее хорошо понимаю, самому немного неловко. Мне бы тоже не понравилось проснуться в своей квартире в окружении каких-то непрошенных гостей, снимающих на видео мою квартиру и сам процесс пробуждения.
Остальные женщины, постепенно вылезающие из шалашей, выспались лучше и смотрят на нас вполне нейтрально, а одна рослая стройная темнокожая красавица даже улыбается. Мужчин нет, только женщины и дети. Женщины хорошо сложены, никаких намеков на целлюлит. Проблема переедания здесь не актуальна.
Из одежды на женщинах только набедренные повязки, но голыми они не выглядят. Возможно, из-за роскошных дредов на голове, которые можно принять за дамские шляпки. Возможно, из-за большого количества украшений на руках и ногах, которые, химбу, как видно, никогда не снимают.
Увидев туристов женщины расселись кругом около какого-то священного тотема, сделанного из рогов куду, разложили на земле свои нехитрые поделки и стали заниматься своими повседневными утренними делами, в ожидании, что мы купим у них что-то на сувениры.
С водой здесь плохо, так что народ не моется, а для гигиены по утрам покрывает тело красной краской, смешанной с жиром. Краска заменяет туземцам мыло – когда ее соскабливают, то с тела слезает и грязь. Эта косметика очень эффективна – кожа у химбу гладкая и здоровая. Никаких язв и признаков кожных заболеваний. Не зря многие путешественники отмечали, что проблемы с кожей начинались у африканцев в основном тогда, когда под давлением церкви они начинали ходить в одежде.
Ожидания продавцов были не напрасны – надо же нам как-то компенсировать моральный ущерб от непрошенного вторжения. Да и трудно устоять перед вымазанным охрой ожерельем из кожи и раковин, которое химбу снимает прямо при тебе со своего тела. Точно настоящее, а не китайская подделка из сувенирного магазина.
Английского языка химбу не знают, так что весь процесс торговли идет на пальцах. Ткнешь пальцем в браслет и покажешь купюру. В ответ тебе показывают пять пальцев. Ты не соглашаешься и показываешь два. В итоге до четырех иногда опускаются, но не всегда – химбу не очень нужны деньги. Нет, то, что это вещь полезная, они уже понимают – на них можно купить охру для косметики, но культа из них не делают. Не купил браслет и не надо. Самим пригодится.
Хижина вождя стоит на отшибе. К нам он не вылез – заболел и плохо себя чувствовал. Зато мы смогли сфотографировать его жен. Их пять, самой младшей – 12 лет. Худая симпатичная девчушка с двумя свисающими на глаза косичками. Замуж здесь могут отдать и с девяти лет.
Нравы у химбу очень свободные – понятие супружеская измена в их словаре отсутствует. Чем больше у мужчины детей, тем лучше, а кто их реальный отец – совершенно не важно. По праздникам у них вообще принято меняться женами. Сплошной промискуитет. Интересно, ведет ли кто-нибудь здесь статистику заболевания СПИДом.
Видя, что мы больше ничего не купим, женщины сворачивают свой импровизированный рынок и, не обращая на нас никакого внимания, начинают заниматься повседневными делами. Одна варит кашу для своих детей на маленьком костерке, другая пошла за водой, третья стала доить козу. Козе это не нравится, ведь она слышит жалобное блеяние своих голодных козлят. Приходится помощнице держать во время дойки козу за рога. После дойки козлят выпускают из специально построенного шалаша, и они сломя голову бегут к мамашам. А женщины химбу несут молоко в хижины, по дороге давая попить своим чумазым детишкам.
Николай Носов. Фото автора.
Другие материалы из похода в Намибию: