Останавливаем машину на обочине и достаем, скачанную из Интернета, распечатанную генштабовскую карту Камеруна. На Западе их называют «Совьет милитари кард». Наш главный путеводитель по стране.
На карте много полезной информации – дороги, источники воды, их производительность. Но нас интересует совсем другое – где находится королевский дворец этого маленького королевства, расположенного у подножья горы Оку – второй вершины Камеруна, на которую мы планируем совершить восхождение. А эта информация на карту не нанесена. Приходится вылезать на каждой развилке дорог и спрашивать дорогу у местных, причем в основном на языке жестов, так как с английским у них плохо.
- Фон ( так местные называют короля), это туда или сюда?
В ответ прохожие показывают мне нужное направление рукой.
Не всегда все проходит гладко. Одна девушка так оробела, увидев приехавших белых, что ничего не смогла объяснить, а просто бросилась наутек. Тем не менее, мы уверенно продвигаемся к цели и, в конце концов, подъезжаем к большой площади.
Огромная толпа народу. Наша машина медленно ползет, расталкивая неохотно уступающих дорогу людей. Вот он какой – королевский дворец. В принципе, ничего особенного. Большая площадь, со стоящими по периметру в виде огромной буквы «П» одноэтажными лачугами и навесами. В центре «буквы» — высокая, стоящая на сваях хижина.
На площади под звуки барабана поют и танцуют девушки. Все шумят и галдят. Чувствую себя как на съемках фильма «Копи царя Соломона». Или очередной серии про Индиану Джонс. Только это не кино, а реальная жизнь. Осталось узнать, по какому поводу праздник?
- Может они празднуют Рождество? Сегодня как раз 7 января, – высказал предположение Владимир Николаевич Шатаев.
- Не думаю. Я даже не уверен, что они христиане. Пока ехали – не видел ни одной церкви. А у местного короля 30 жен. Многовато для христианина. Во всяком случае – они точно не православные. Скорее всего – язычники.
С Павлом отправляемся на поиски начальства. К королю нас, конечно, не пустили, но все же нашли человека, отвечающего за прием гостей. Его звали Дэвид и он немного говорил по-английски.
- Это не праздник. Это похороны, — объяснил нам Дэвид. – Умер очень уважаемый в королевстве человек.
Похороны, так похороны. Хорошо, что не стали доставать видеокамеры и фотоаппараты. Местные могли к этому отнестись неоднозначно.
Я отдал Дэвиду специально приготовленный для этого случая презент – привезенную из Москвы бутылку водки «Столичная». Местные короли любят выпить, это я узнал, прочитав книгу английского натуралиста Джеральда Даррелла «Гончие Бафуту» . Да и путеводитель Лонели Планет писал, что такой подарок будет совсем не лишним.
После этого, я вручил Дэвиду письмо от ФАР на французском, с просьбой оказать содействие в организации восхождений в Камеруне.
Бумага от ФАР очень понравилась, водка тоже, так что мы сразу получили разрешение на восхождение на пик Оку и право поставить на территории королевства свои палатки.
Дэвид даже вызвался показать хорошее место под палатки на озере Оку – второй достопримечательности королевства. По утверждению Дэвида – это было совсем рядом. Видимо «рядом» — по местным меркам. До озера мы ехали на наших внедорожниках целых 45 минут.
Действительно, ровное место рядом с озером. Но только «хорошее место для палаток» больше напоминает помойку – все завалено мусором от строящегося рядом дома. Да и озера не видно из-за высоких деревьев, а добраться до берега очень проблематично. Далеко, а уже совсем стемнело.
По дороге выяснилось, что в деревне Дэвид недавно построил свою гостиницу, и можно было с самого начала остановиться в ней. Тем более, что путь подъема на гору Оку начинался именно от гостиницы, а не от озера, как мы до этого считали.
Рано утром вернулись в деревню, оставили машины в гостинице Дэвида и вышли на маршрут. Нас сопровождает местный проводник. За поясом у него мачете – в руках рогатка.
Вооруженная охрана – это нормально при восхождениях в Африке. Как правило, люди вооружены автоматами Калашникова. Бывает, используют в качестве оружия винтовки, копья, базуки. Пару раз нас охраняли с ручным пулеметом. Но вот рогатку я видел впервые.
Впрочем, все быстро прояснилось. Рогатка использовалась для охоты на белок и птиц. Другой живности в тропическом лесу не было. И это не удивительно. Вдоль тропы все-время встречались ловушки на животных, сделанные из подручного материала – кольев и камней.
Видели большую ловушку на шимпанзе и даже установленную на звериной тропе растяжку. Какой юморист обозначил на картах Камеруна этот лес как национальный парк? Правильней было бы написать «охотничье хозяйство». Таких «национальных парков» я даже в Африке никогда не видел.
Само восхождение не представляет никаких сложностей. Сначала идем по тропе в джунглях, потом, лес заканчивается, и дальнейший подъем проходит по травянистым полкам. На вершине – обломки какой-то метеорологической конструкции. Видимо – остатки французского колониального прошлого.
Проходим траверсом вершину, в высоты любуемся панорамой озера Оку и начинаем спуск по другой тропе. Проще, конечно, было бы спуститься по тропе подъема, но видимо, наш англонеговорящий проводник решил, что белым это будет не интересно. В итоге мы в этот день прошли шестнадцать километров с набором и сбросом километра по высоте.
Очень устав после успешного восхождения, вернулись в гостиницу Дэвида. Никаких ресторанов и пунктов общественного питания в деревне нет. Очень хочется кушать, но сублиматы, приготовленные для главного похода – восхождения на высшую точку Западной Африки пик Фако горы Камерун, доставать не стоит. Они нам еще пригодятся.
Хозяйка стала ловить для нас маленькую, но очень верткую курицу и кипятить воду. Мы приняли по 50 грамм коньяку и стали ждать результатов охоты на курицу.
В это время пришел Дэвид и торжественно объявил, что король Оку Синтие II приглашает нас на прием в королевский дворец.
Народ засомневался, достаточно ли мы знаем местный этикет, правильно ли одеты? И как надо обращаться к королю? Владимир Николаевич, как человек, имеющий самый большой опыт дипломатических приемов, сказал, что надо выпить еще по одной и все проблемы разрешатся сами.
Приезжаем во дворец. В ожидании приема осматриваем помещения – какой-то чулан, заваленный масками и вырезанными из дерева фигурами, жилые комнаты, с черными от сажи стенами (вытяжку тут как видно еще не придумали), парты под навесом, за которыми учатся школьники. Процесс учебы тут довольно простой – учитель много раз говорит одно и тоже французское слово, а дети хором повторяют за ним. Плохо произносящих или отвлекающихся школьников учитель бьет палкой.
Наконец, Дэвид сообщает, что нам пора, и мы входим в тронный зал, где на троне уже сидит король в очень пышных одеяниях. Мы на его фоне смотримся не очень. Особенно я, в грязных рваных джинсах и запыленных треккинговых ботинках, Паша, в шортах и Семен, в тельняшке с надписью «Черноморский флот». Безукоризненно смотрится только Владимир Николаевич. Спортивный костюм сборной СССР – то, что надо для дипломатического приема.
Выпитый на голодный желудок коньяк действовал благотворно и мы совсем не тушевались, хотя Дэвид стоял по стойке смирно и при обращении к королю говорил в сложенную трубочкой кисть левой руки, обхватив ее при этом правой. Оказывается именно так надо говорить с королем и его министрами по местному этикету.
Впрочем, мы не стали копировать непонятные жесты или как-то по-особенному раскланиваться перед его Величеством. В конце концов, мы же не напрашивались на прием.
Король сначала принял нас за немцев, а, узнав, что мы из России, очень удивился и сказал, что в его королевство еще никогда не приезжали гости из этой страны.
Король поинтересовался целью нашего визита, нашими дальнейшими планами и выразил удовлетворение тем, что в России узнают о существовании его королевства. Держался с достоинством и очень величественно, но все равно чем-то напоминал короля из фильма «Обыкновенное чудо». Такое же крошечное королевство, придворные, министры …Где-то есть даже палач, так что слишком сильно расслабляться не стоит.
Беседа протекала непринужденно. Сказывался коньяк и демократизм короля, который даже благосклонно отнесся к просьбе Семена о совместном фото.
Дэвид торжественно вручил королю наш официальный подарок – бутылку водки «Столичная». После этого король сделал ответный подарок – вручил ошалевшему от счастья Дэвиду большую гроздь бананов.
Николай Носов. Камерун 2014
Фото автора
Другие материалы о походе -
Дуала. Камерун. Начало
Организация валютной биржи в отдельно взятой африканской стране
Сколько стоит Родина?
Африканский Рай
Возвращение из Рая
Озеро Чад. Дети рыбаков.Фото