Минимум декораций – на сцене только стулья и микрофон. Никаких спецэффектов. Из музыкального сопровождения только гитара, которой иногда подыгрывает флейта. И только игра актеров может заставить переполненный зрительный зал поверить, что мы перенеслись в 1911 год в маленькую помещичью усадьбу в Слепневе. Где вечером за столом собрались люди, которые и не подозревают, что ждет их впереди.
Но это не простые люди – это поэты. А поэты могут быть провидцами. И в их стихах уже читается их будущее. Тяжелая жизнь Анны Ахматовой, трагическая гибель участницы французского сопротивления Кузьминой-Караваевой, и пуля, которая прервет жизнь поэта Николая Гумилева.
Александр Логунов, перевоплотившийся в Николая Гумилева, читает пророческие строчки поэта:
Он стоит пред раскаленным горном,
Невысокий старый человек.
Взгляд спокойный кажется покорным
От миганья красноватых век.Все товарищи его заснули,
Только он один еще не спит:
Все он занят отливаньем пули,
Что меня с землею разлучит.
Кончил, и глаза повеселели.
Возвращается. Блестит луна.
Дома ждет его в большой постели
Сонная и теплая жена.Пуля, им отлитая, просвищет
Над седою, вспененной Двиной,
Пуля, им отлитая, отыщет
Грудь мою, она пришла за мной.
Упаду, смертельно затоскую,
Прошлое увижу наяву,
Кровь ключом захлещет на сухую,
Пыльную и мятую траву.
И Господь воздаст мне полной мерой
За недолгий мой и горький век.
Это сделал в блузе светло-серой
Невысокий старый человек.
Молодежный самодеятельный поэтический театр организаторов Гумилевского фестиваля на Бежецкой земле проводит в Москве в СОШ №1253 поэтический спектакль «Ожившая усадьба». В зале в основном молодежь, которая полностью поглощена происходящим на сцене. Вроде на сцене ничего и не происходит, нет, как теперь говорят «экшена», есть только стихи и небольшие переходы, минимально связывающие поэтические произведения. Но все поглощены действием и полны сочувствия к героям давно минувших дней.
Ни на секунду не выходит из образа жены Николая Гумилева Татьяна Тихолаз. Даже когда она не произносит реплики – она вся в игре. Ее трагичная фигура на краю сцены все время подчеркивает тревожность ожидания тяжелых для страны лет. Напряжена Евгения Миронова, играющая Елизавету Юрьевну Караваеву, беспокойство сквозит даже в поведении юных двоюродных племянниц поэта (Алина Фишер и Ирина Шапова). Но это не трагическая безнадежность «потерянного поколения», не » I believed that life was a tragedy and knew it could only have one end» героя Эрнеста Хемингуэя. В жизни обитателей «Ожившей усадьбы» есть Свет, и об этом поет в своей песне завершающий представление Александр Тихолоз.
Николай Носов
Фото автора