- Если Ад существует, вы легко сможете отдохнуть там после службы на Пандоре, — инструктировал новобранцев полковник Куоритч в фильме «Аватар». – Я видел твое дело, морпех. Венесуэла жаркое местечко, но здесь еще жарче, — продолжил инструктаж полковник.
Думаю, Венесуэла здесь была упомянута не случайно. И дело не только в политике. Когда туман окутывает подножия разбросанных в джунглях Венесуэлы столовых гор – тепуи, поднятых на километр над джунглями, кажется, что в воздухе парят огромные острова.
А сердце Пандоры, место обитания Мировой Матери, священной Эйвы, находится в легендарных Парящих горах – огромных скалах висящих, нарушая все законы притяжения, в воздухе. И прообраз этого места на Земле есть – это национальный парк Чжанцзяцзе, расположенный в китайской провинции Хунан.
Здесь, на небольшой площади, расположены более 3 тысяч остроконечных карстовых пиков. Принцип эффекта полета – такой же как в Венесуэле. Когда пики окутывает туман – кажется, что в воздухе парят огромные скалы. Здесь Джеймс Камерон и снимал виды Парящих гор планеты Пандора. Уникальные пейзажи, которые вы больше нигде не встретите на планете Земля.
До города Чжанцзяцзе мы добирались на местных поездах. Это не так просто, как может показаться вначале. Первая проблема – купить билеты из Москвы. Дело в том, что на сайте через Интернет их можно платить только китайской карточкой, Visa и MasterCard здесь не прокатят. Пытался завести такую карточку в московском банке Китая – безрезультатно. Счет в юанях откроют, но карточку не дадут.
Пришлось использовать посредническую китайскую фирму, деньги на билет которой перевели с моей MasterCard. Естественно, за комиссию. В ответ получили электронное письмо с бронью билетов. В Пекине пошли на железнодорожный вокзал и поменяли бронь на настоящие билеты. Учитывая, что в Китае не говорят на английском, мы еще в Москве попросили перевести на китайский фразу «Просьба, поменять бронь на настоящие билеты» и распечатали ее на принтере. В итоговом варианте получилось подозрительно мало иероглифов, но кассирша все поняла.
От города Чжанцзяцзе мы на такси добрались до деревни, которая тоже называлась Чжанцзяцзе. Адрес забронированного отеля распечатали на китайском и показали водителю. Торг проходил на языке жестов – мы просто показали купюру в 100 юаней, за которую согласны были ехать.
Ничего похожего на отель в деревне мы не нашли. Остановились у обычного китайского дома без всяких вывесок. Хозяин, который совсем не говорил по-английски, позвал свою немного объясняющуюся племянницу, которая учила язык в университете. Она объяснила, что это и есть наш отель, а до ворот парка, который тоже называется Чжанцзяцзе, нас будут отвозить на машине и забирать обратно от ворот по телефонному звонку.
Мы бросили в комнате вещи и поехали исследовать планету Пандора. Действительно, очень красиво. Особенно вечерние виды с вершины Желтой горы Хуанши, куда поднялись на канатной дороге. Еще бы туман внизу и можно было бы почувствовать себя героем фильма, карабкающимся за туземной принцессой по висящим в воздухе скалам. Но и без тумана все выглядит потрясающе. Пики немыслимой формы, к которым под разными углами прицепились настоящие большие сосны. Полукилометровая бездна под ногами, от которой захватывает дух. Круче чем в фильме. Все же настоящую природу никаким 3D не заменишь.
Вниз на канатке мы спуститься не успели, она закрылась в 18-00, так что пришлось спускаться пешком. Налобные фонари у нас были, но все равно спуск по незнакомой дороге на полкилометра по высоте в полной темноте – задача не простая. Выручил GPS-навигатор, который показывал правильное направление и не дал заблудиться в переплетении троп.
На следующий день, утром, опять вошли в ворота парка у Forest Park Ticket Station, прошли к “кислородной поляне» и отправились в горы по ручью Золотой Кнут. В отличие от вчерашнего вечера – народу много. Причем практически все туристы из Китая. Сейчас не сезон, так что местным меркам народу почти нет, даже трудно представить, сколько народу тут ходит летом.
Впрочем, далеко от «кислородной поляны» организованные туристы как правило не отходят, так что через пару километров пути мы остаемся практически наедине с природой. Тропа, река, заросли, высокие деревья и нависающие над всем этим каменные исполины. Настоящая Пандора. Только экзотических животных нет. Не считать же экзотикой стаи обезьян, которые смело атакуют Ирину, выхватывая из ее рюкзака полиэтиленовые пакеты и даже шаря по карманам ее куртки.
Через пять километров тропа приводит к музею парка и асфальтовой дороге, по которой курсируют бесплатные автобусы. Подъезжаем к гигантскому лифту Байлонг («Лифт Ста драконов» — самый высокий открытый подъемник в мире), на котором стремительно поднимаемся на высоту в 330 метров.
Здесь проложена верхняя асфальтовая дорога, которая не имеет связи с нижней. Первая остановка автобуса – Чарующая терраса. Отсюда открываются виды, которые использовал режиссер в съемках фильма Аватар.
Тропа проложена по краю пропасти, можно идти и любоваться многочисленными видами скал Чжанцзяцзе невероятной формы и даже по Первому мосту на Земле перейти с одной скалы на другую. Фотографировать с моста запрещено, видимо администрация парка боится, что у кого-то психика может не выдержать открывающейся под ногами бездны — голова закружится и человек упадет вниз, или просто боится, что летом, когда здесь ходят толпы народу, остановившегося для съемки фотографа, могут нечаянно спихнуть с моста.
После осмотра террасы мы решили проехать на автобусе по верхней дороге до конца и спуститься вниз на конечной остановке по канатной дороге Tianzi, однако, тут нас ждала неудача. Эта канатная дорога не работала. Еще был час времени для того, чтобы доехать до другой канатки и спуститься вниз до темноты, но водитель автобуса, который как анонсировался на информационных табло, должен был ходить не реже чем раз в двадцать минут, решил по другому. Он просто протянул это время, чтобы лишний раз не ездить и отправился в путь только в 18-00.
Естественно, к нашему прибытию на верхнюю станцию канатной дороги, она уже не работала. Спуск в темноте пешком в неизвестной местности нас не вдохновлял, тем более, что теперь еще после спуска мы не выходили прямо к нашим воротам, а еще должны были искать дорогу через перевал. Пришлось искать ночлег в местной деревне, дав хозяйке комнаты телефон нашего нижнего отеля, чтобы предупредить хозяина, что мы сегодня спуститься не сможем.
Очень холодно. На вопрос об обогревателе, хозяйка сказала, что в стоимость номера (100 юаней на троих) он не входит, но можно включить на тепло кондиционер за дополнительную плату в 50 юаней. Ночью она его все равно выключила, так что утром температура в комнате не сильно отличалась от уличной.
На первом автобусе доехали до смотровых площадок, называющихся «Залив Шентанг». Очередной проход по краю пропасти, очередные потрясающие виды. В опасных местах тропинки огорожены, но от падения в пропасть вас отделяет только низкая ограда в форме ствола небольшого дерева. Сначала мы даже подумали, что это настоящее дерево, но рассмотрев подробней, выяснили, что это бетон, искусно покрытый корой из декоративной шпаклевки. Все делается вручную, так что все стволы уникальные и не повторяют друг друга.
По дороге дошли до следующей видовой площадки – «Платформы подготовки битв», а затем на автобусе опять добрались до конечной остановки. Теперь мы уже не пошли на канатную дорогу, а начали спуск пешком. Всего-то около четырех тысяч ступеней. Путь называется 10-мильная галерея. Действительно, идешь как по музею под открытым небом от одной картины – смотровой площадки к другой.
На спуске встретили пару людей европейской внешности. Здесь это большая редкость. Оказалось, что это канадцы, которые тоже имеют проблемы с китайским. Когда мы им объяснили, что до вершины осталось подняться на 3500 ступеней, они повернули назад. Жаль, так и не увидят этих чудесных пейзажей. Надо было им сразу подниматься на лифте.
Но и у нас времени уже немного. Вечером самолет в Пекин, а мы так и не добрались до нашего отеля с вещами. Выясняется, что и нижний автобус до наших ворот почему-то не ходит. Так что пришлось переходить на аварийный вариант – опять ехать до музея и бежать обратно пять километров вдоль ручья Золотой кнут по длинной, но уже проверенной дороге.
Николай Носов, январь 2015
Фото автора
Красота неописуемая! Никогда не подумала бы, что такое вообще возможно.
Поздравляю с успешным возвращением!