В качестве страны нашего очередного новогоднего путешествия мы выбрали Китай. Наш сосед, древнейшая цивилизация, первая экономика мира. С Китаем нас связывает очень многое – не секрет, что коммунистический Китай во многом копировал советскую политическую модель. Он принципиально разошелся с нами только во времена горбачевской перестройки, выбрав свою – китайскую модель развития. Никакой «шоковой терапии». Плавный переход на рельсы рыночной экономики при монополии компартии на власть.
Можно по разному относиться к «китайскому пути», но то, что им удалось сохранить целостность своей многонациональной страны – это факт. Фактом являются и экономические успехи. Многие специалисты считают, что в декабре 2014 года Китай уже обошел США по ВВП (ППС), и при этом страна не сбавляет темпы роста. Перечислять его экономические успехи можно долго. Китай крупнейший мировой экспортер, являющийся «фабрикой мира». Вместо США, Китай стал мировым лидером по числу построенных и строящихся небоскребов.
Китай постоянный член Совбеза ООН, ядерная и космическая держава. Ежегодно Китай запускает больше космических аппаратов, чем США. Это крупнейшее по численности населения государство, и третье в мире, после России и Канады, по территории.
В общем, страна для путешествия интересная. Берем билеты на самолет до столицы Китая и ранним утром 2 января 2015 года прибываем в Пекинский международный аэропорт.
Дальше по стране мы будем передвигаться, в основном, используя железнодорожный транспорт. И дешевле, чем на самолетах и комфортней, чем на автобусах. И страну можно посмотреть поближе.
Первый переезд – скоростная электричка от аэропорта до центра города, точнее до станции метро Dongzhimen (25 юаней). Это конечная – мимо не проедете. Стоимость такси до центра Пекина – 100 юаней, так что если вас трое или четверо, есть смысл рассмотреть и такой вариант. Только не забудьте, что слово «Пекин» здесь никто не поймет. По-китайски столицу называют «Бейдзин».
В электричке мы впервые столкнулись с прямым сквозным проходом между вагонами. По сути – весь поезд – один длинный вагон. В Москве только собираются опробовать этот подход, запустив в 2015 году пробные поезда на отдельных линиях. Китайцы уже давно поняли, что сквозной проход позволяет более равномерно распределить плотность пассажиров в вагонах и, кроме того, освобождает еще до 15 процентов полезной площади.
Основная проблема при самостоятельном путешествии по Китаю – языковой барьер. По-английски мало кто говорит даже в столице. В китайской глубинке найти англо-говорящего почти невозможно. Если есть касса – можно показать пальцем нужную станцию на схеме и на пальцах объяснить, сколько нужно билетов.
Язык жестов популярен в Китае. Числа от одного до пяти показываются просто – числом пальцев на руке. Число шесть – наша «коза» — оттопыренные указательный палец и мизинец. Число «десять» — скрещенные, обнимающие друг друга указательные пальцы. Не стоит бездумно использовать этот язык в других странах. Так, например, в Мексике, китайский жест знака «десять» означает предложение интимной близости.
Если кассы нет – придется покупать билет на метро в автомате.
При этом , сначала нужно выбрать линию метро ( ориентируйтесь на название конечных станций), затем найти нужную станцию и засунуть в автомат деньги. Стоимость зависит от расстояния, карточку билета нужно прокатывать на входе в метро и опускать в турникет на выходе. Цена проезда – от трех юаней. Почти как в Москве, ведь сейчас официальный курс – 9.2 рубля за юань.
На схемах метро названия дублируются на английском. В автобусах сложнее – придется сверять иероглифы. Впрочем, в Пекине можно ездить только на метро.
Большое внимание уделяется безопасности не только авиаперевозок, но железнодорожного транспорта, включая метро. При входе, на всех станциях метро багаж просвечивают, а пассажиров обыскивают. Стоит заслон из девушек, которые нежно проводят руками по твоему телу, не забывая потрогать и интимные места. Все это происходит до турникетов и касс покупки билетов, так что если процедура понравилась – можно вернуться и бесплатно пройти ее еще раз.
Мы без проблем доехали до нужной станции метро, бросили вещи в хостеле и отправились осматривать столицу. Первая наша цель -площадь Тяньаньмэнь.
Это самая большая площадь в мире. Она настолько большая, что занимает целый перегон линии метро – между станциями Тяньаньмэнь восточная и Тяньаньмэнь западная. Как и в Москве – это красная ветка, как и в Москве – старейшая. Территория площади составляет 440 тыс. квадратных метров. Одновременно на площади Тяньаньмэнь во время праздников или особых мероприятий может собираться до одного миллиона человек.
На площади находится мавзолей Мао Цзэдуна. В мавзолей пускают утром, с 9 до 12 часов. Вход бесплатный, но обязательно надо сдавать в камеру хранения вещи, фото и видео, а эта услуга платная (10 юаней). Очередь в мавзолей небольшая и движется быстро. Конечно, всех еще раз (первый раз при входе на саму площадь, второй – при подходе к мавзолею) тщательно обыскивают. Далее, вы попадаете к магазину, где за три юаня можно купить желтую хризантему. Желтый цвет – цвет императорской власти. А самый любимый в Китае цвет – красный.
Цветы можно возложить в специальной комнате к памятнику великому кормчему. Наш известный вольный путешественник Антон Кротов выдвигал версию, что их потом собирают и продают по новой. Не знаю, при нас эти цветы не собирали.
В следующем зале лежит сам великий вождь председатель Мао. Великий кормчий лежит в гробу за стеклом. Народ медленно проходит мимо тела и выходит во двор, где продаются сувениры с Мао и коммунистической символикой.
На площади много солдат. Причем посты стоят в самых неожиданных местах, например, посреди тротуара. Но смена караула даже в таких местах происходит торжественно и по всем правилам.
На площади Тяньаньмэнь я встретил первого и последнего нищего в Китае. Сложилось впечатление, что основную зарплату он получал совсем по другому ведомству. А здесь только создавал привычный ландшафт для иностранцев.
Людей «в штатском» вообще на площади хватало. Нет, выглядели они как обычные китайцы, даже некоторые были в кроссовках. Но в остальном одеты были одинаково, и почему-то перемещались по площади идя «в ногу».
В Пекине есть шесть окружных дорог. В этом он похож на Москву. Правда, круги в китайской столице прямоугольные. Первый круг – строгий прямоугольник, опоясывающий местный Кремль – Запретный город. К нему и прилегает площадь Тяньаньмэнь. Здесь находится главный вход в императорский дворец и главная трибуна страны. Дальше круги расходятся от центра китайской власти, во многом повторяя его прямоугольный вид.
Покупаем входные билеты и идем осматривать Запретный город.
Николай Носов.
Фото автора и Павла Кирикова.