Есть желание пройтись по нетронутой человеком природе? Чтобы не только бумажек и ржавых консервных банок, но даже тропинок не было? Тогда отправляйтесь в Денали, национальный парк на Аляске у подножия самой высокой (6192 метра) горы Северной Америки, еще недавно носившей имя Мак-Кинли в честь 25-го президента США. Переименованная президентом Обамой высшая точка США когда-то была и высшей точкой Российской империи, до продажи Аляски имевшей название Большая гора.
Чтобы оставить нетронутой природу, нацпарк Денали разбит на зоны (юниты) с жестким ограничением на число посетителей. В дальних зонах по шесть человек в день – больше не пускают. Так что летом, в сезон, получить пермит (разрешение) сложно – много желающих. Мы здесь оказались в сентябре, уже прохладней, число запросов резко сократилось, и разрешение получили без проблем.
Поход по парку строят, беря пермиты по зонам. Через интернет заполнили и анкеты об имеющемся снаряжении. Спасателей интересовало все – и цвет палатки, и кухонное оборудование, и наличие спрея от медведей. Заброска в юнит осуществляется по единственной дороге на шатле – специальном автобусе для кемперов (туристов, путешествующих с палаткой и рюкзаком).
Перед заброской прошли инструктаж. Рейнджер рассказал, что это настоящее испытание на выживание в условиях дикой природы. Мобильной связи нет, троп нет, мест для стоянок нет. И что надо делать, исходя из поведения животного. Если медведь настроен решительно – упасть, притвориться мертвым и молиться. Может быть, медведь падалью и побрезгует.
В итоге на шатл сели только я с Ириной. Перед посадкой девушка инструктор напомнила, что запрещается охотиться и разводить костры. Спросил, была ли там она сама. – Один раз, много животных, всю ночь не спала, было очень страшно.
В последний момент успели купить спрей от медведей. При нажатии на клапан бьет струей едкого газа метров на шесть, целиться надо в нос зверю. Желательно стоять по ветру, иначе и тебе достанется, но тут уж как медведь подойдет.
Изначально планировали маршрут в самой дальней точке в районе озера Уандер, но за две недели до поездки из-за глобального потепления сошел сель, перекрывший половину дороги, поэтому пришлось корректировать планы и отправляться в наиболее дальний из разрешенных на тот момент юнитов, имеющий номер восемь.
Дорога продолжала ухудшаться, так что и до него шатл немного не доехал. Мост через реку Толкат оказался закрыт, водитель предложил перейти реку в брод, развернулся и уехал. Хорошо, что выбрали юнит восемь – в юните напротив склон шел сразу круто вверх, а по правилам нацпарка для ночевки надо отойти от дороги минимум на километр.
Троп и описаний нашего района нет, идем по скачанной в планшет карте. Долго искали переправу через бурный приток, в итоге пошли вброд. Вода ледяная, по колено, чуть не сбила. Но это был самый удобный спуск к реке. Впрочем, и для животных тоже – судя по многочисленным следам, – лося, волка, медведицы с медвежатами и кого-то еще, не со всеми разобрались.
Поставили палатку в небольших кустах, в ста метрах развернули кухню, еще в ста – склад продуктов – выданный нам рейнджером нацпарка герметичный бочонок, с привезенной из Москвы едой. Точки образовали равносторонний треугольник – все по инструкции рейнджера.
Ночью дошло, что поставили палатку на тропе к водопою. Под утро кто-то пришел, судя по следам – лось. Какая-то зверюшка пыталась забраться к нам в палатку со стороны головы. Наверное, местная мышь. Но в целом выспались хорошо. Ни единой души вокруг, все, как до появления человечества, – никаких следов его присутствия.
В качестве первой цели маршрута выбрали безымянное озеро на карте. Шли к нему долго, очень непривычно продираться без троп по склонам через заросли кустарников, но сами хотели нетронутой природы. В дальнейшем прокладывали маршрут вдоль рек – были сложности с прижимами, но в целом намного легче, чем по зарослям. Именно так и двигались первопроходцы.
Местные куропатки почти не боятся и подпускают совсем близко. Земляные белки любопытны, но более осторожны и скрываются в норах при нашем приближении.
С погодой повезло – настоящее бабье лето. На солнце на фоне золотых осенних карликовых деревьев и красных пятен разбросанных по склону кустарников и белоснежные вершины очень красивы. Медведей не видно, хотя следы встречаются постоянно. Причем это следы не черных медведей, которых можно пугать, крича и махая руками, а более опасных гризли.
Ночью было холодно, небольшой минус, палатка покрылась инеем. Зато ясно, и на небе появились звезды. Над нами ковш Большой Медведицы и Полярная звезда – все как на флаге штата Аляска.
Мы одни в этом мире. Играет огнями Северное сияние, миллиарды звезд и маленький свет фонарика в нашей палатке. Как еще одна звездочка на Млечном Пути.
Цифровизация сильно помогла в организации похода. Сбором материалов занимались через интернет. На сайте нацпарка оставили заявку и получили пермит на посещение. А когда связь с внешним миром прервалась – использовали для ориентирования предварительно закачанные в планшет точки и карты Maps.me.
Фото автора