Завершился XXIV Московский кинофестиваль горных и приключенческих фильмов «Вертикаль-2021». Он прошел 10-12 ноября в Московском ресурсном центре НКО, с ограничениями на число зрителей, которых пускали по QR-коду. Чудо что он вообще состоялся на второй год пандемии, в условиях четвертой волны заболеваемости и ужесточения в столице карантинных мер. А ограничения на поездки и повышенные эпидемиологические требования хоть и снизили возможности любителей активного отдыха, но не сказались на качестве представленных на конкурс картин.
Астронавты
– Ежик! – кричит в туман ребенок в фильме Алексея Овсянникова «Аргонавты». – Медвежонок! – отвечает другой. Цитата из ставшего классикой мультфильма «Ежик в тумане» не случайна. История про ежика – история борьбы со своими страхами, боязнью темноты и неизвестности. С тем, что пугает в детстве и не отпускает и во взрослом возрасте. История преодоления, которое для большинства героев фильмов фестиваля раздвигает границы возможного.
В фильме автора из Петрозаводска ребенок, впервые попавший в горы – астронавт, высадившийся на неведомую планету. Опасную – легко оступиться на переправе через реку, попасть под обвал ледника или просто столкнуться с рогатой коровой. Планету, плохо приспособленную для комфортной жизни – приходится много часов идти без воды. Но при этом такую притягательную, таинственную и прекрасную.
Узнаваемый стиль, вкрадчивый голос и отличная картинка победителей многих фестивалей горных и приключенческих фильмов. Вполне на уровне его лучших фильмов «Петля» и «И слышно как растет трава», хотя и без экстрима порогов высшей категории сложности. Фильм получил диплом жюри в номинации «Этот детский взгляд на мир».
Взгляд в бездну
Путь в неизведанное может закончиться трагедией, как в фильме «Эверест — тяжёлый путь» Павола Барабаша из Словакии, получившего приз за лучшую режиссуру. Особых прорывов в режиссуре не увидел, но их в нашем жанре особо и не наблюдается со времен «Аяуаски» Томаса Миклаутча. Зато сделано все профессионально, фильм получился очень трагичный и эмоциональный.
Высшее достижение словацкого альпинизма – восхождение в 1988 году на Эверест в альпийском стиле по маршруту Бонингтона. Маршруту, который вряд ли кто-нибудь так еще пройдет. Четыре ночевки в «зоне смерти» почти без продуктов и с одним спальником и одним ковриком на четверых. И в то же время самая большая трагедия в истории альпинизма этой маленькой страны, унесшая жизнь ее лучших восходителей.
Карантин, история и сидячка с автоматом
Конечно, пандемия сильно повлияла на планы путешественников. Некоторые совсем отказались от зарубежных походов, боясь попасть на карантин. Другие рискнули и столкнулись с новыми трудностями. Так не давали разрешение на заход в порт совершавшей кругосветное путешествие российской яхте, израсходовавшей за долгий путь запасы еды и пресной воды, о чем рассказал фильм «Океан на карантине», получивший специальный приз Федерации спортивного туризма России (ФСТР).
Хорошо смотрится с сидячкой и автоматом участник похода по замене фотоловушек в фильме «Территория ирбиса» Михаила Кулунакова. Непонятно только, зачем они загнали себя в такую сложную ситуацию, отправившись в путешествие по национальному парку «Сайлюгемский» на Алтае в межсезонье. И очень жалко лошадей, в кровь режущих ледяной коркой ноги и бултыхающиеся, не доставая до земли копытами, провалившись по грудь в свежевыпавший снег на явно лавиноопасном перевале. Зато получились красивые съемки с дрона, по качеству картинки явно превосходящие съемки на земле.
Съемки с дрона стали стандартом и заметно улучшают видеоряд. Пролеты над долинами и озерами выглядят очень эффектно. Но должно быть что-то еще, не как в фильме «Колыма. Озеро Джека Лондона», где непонятно – при чем здесь Джек Лондон, да и зачем эта случайная нарезка хаотичным образом смонтированных кадров видео с коптера. Видеоряд тоже должен иметь свою логику развития. Хотя сама Колыма осенью выглядит красиво.
Хороший пример любительских фильмов – победивший в номинации «Любительские фильмы» фильм Александра Ляпунова «Восхождения на всю жизнь», рассказывающий о жизненном пути советского и украинского альпиниста Виктора Грищенко. Немного затянутый, чем часто грешат непрофессионалы, но интересный. Да и молодому поколению полезно знать историю своих предшественников.
В самой глубокой пещере мира
Лучший вариант – сотрудничество спортсменов и профессиональных режиссеров. Причем, еще до выхода на маршрут, когда можно продумать сцены будущего фильма. По такому пути пошли московские спелеологи, включившие в экспедицию профессионалов кино. Мировой рекорд, качественная картинка, хороший монтаж – это не могли не оценить члены жюри. В присутствии полного зала режиссер Василиса Юренкова получила гран-при кинофестиваля Вертикаль-2021 за фильм «Охотники за глубиной», рассказывающем о рекордном спуске на глубину 2212 метра в пещеру Веревкина в Абхазии.
Конечно, в сценарий заранее не пропишешь все, что случится в экспедиции. Например, мощный паводок, отрезавший спелеологов от поверхности. Но можно заранее прописать необходимые для будущего фильма сцены. И не обойтись без хорошего оператора в составе команды – спелеолог Пётр Любимов стал победителем в номинации «Лучший оператор в экстремальных условиях».
Невозможное возможно
Об этом говорит победившая в номинации «Горные фильмы» картина «30 000 ударов» Дмитрия Олейника из Москвы. Боровшийся и за «Гран При» фильм рассказывает о первом в истории альпинизма восхождении на Эльбрус на руках, потерявшего ноги в армии и чудом оставшегося в живых десантника Рустама Набиева. Да, его страховали товарищи. Но на руках, продемонстрировав невероятную силу воли, сделав 30 000 ударов ледорубами, до вершины Рустам дошел сам. Реализовав мечту и еще раз доказав, что нельзя опускать руки ни при каких даже самых неблагоприятных обстоятельствах.
… Ёжик провёл отличное путешествие. Обрел познание мира через отказ от познания. Увидел смысл жизни, получил откровение и ответы на все вопросы. У каждого они свои и не важно, о чем тот или иной фильм. Альпинисты, спелеологи, горные и водные туристы. По большому счету – все они единомышленники. Главное, чтобы было, с кем считать звезды.