Польша сыграла большую роль в судьбе моих родственников. На польке был женат брат прадеда Феофана Феофановича Александр. В Польше прожил большую часть жизни брат бабушки Владимир. Свой след оставила страна и в биографии ее старшей сестры.
У моей бабушки – Ксении Феофановны Демьянок (1910 г.р), которую в семье называли Ася, были две сестры – Евгения (1908 г.р) и Нина (1912 г.р) и три брата – Анатолий (1914 г.р), Борис (1916 г.р.) и Владимир, будущий классик польской поэзии Станислав Мисаковский.
Евгения поступила в медицинское училище в Запорожье, по ее стопам пошла поступившее в это училище Ксения. В 1928 году Евгения начала работать помощником врача в поселке городского типа Акимовка, Мелитопольского района Запорожской области. Вышла замуж за окончившего ветеринарный институт Леонида Тимофеевича Гомоза (26.06.1908 – 12.12.1969). В 1933 году у них родился сын Слава, а в 1837 году – Вольдемар, которого обычно звали Марик. В эти же года у Ксении родились дочери Ия и моя мать Римма, которые дружили с одногодками – двоюродными братьями. Они вместе играли в доме деда – Феофана Феофановича (1875 г.р.), куда Евгения перебралась в начале войны.
Первого сентября 1939 года Германия напала на Польшу, а 12 сентября уже достигли Бреста. 17 сентября войска СССР пересекли восточную границу Польши и выдвинувшись на линию, примерно соответствовавшую линии Керзона – границе районов с преимущественно польским населением, обозначенной после окончания Первой мировой войны Верховным советом Антанты в качестве восточной границы Польши.
На советской территории оказалось много польских военных, из которых после нападения Германии и подписания 30 июля 1941 года правительством Польши в Лондоне и СССР соглашения о взаимопомощи в борьбе с Германией были созданы воинские части под управлением освобожденного польского генерала Владислава Андерса.
На советском фронте генерал воевать не хотел, в 1942 году его армия была эвакуирована в Иран, а впоследствии под британским командованием участвовала в боях в Италии. Из оставшихся в СССР поляков, желающих воевать в рядах советских войск, в 1943 году создали Народное Войско Польское. Командиром первой его дивизии стал бывший офицер армии Андерса полковник Берлинг. Из-за острой нехватки польских офицеров, ушедших вместе с армией Андерса, в польские части перевели советских офицеров, родившихся на Украине. В их число попал и Леонид Гомоз.
Когда началась война военный ветеринар Леонид был в дороге — ехал с семьей в отпуск из Каунаса в Ставрополь. Леонид сразу отправился на призывной пункт, а жена Евгения с сыновьями продолжила путь к дому родителей, где и провела военные годы.
Леонид Гомоз прошел всю войну, получил орден Красной звезды, медали за освобождение Варшавы и взятие Берлина. После войны служил в Польше, был награжден серебряным крестом «За заслуги», другими польскими орденами и медалями. Неоднократно писал рапорты о переводе домой, в итоге сам в съездил за семьей и перевез ее в Польшу. Граница с послевоенной Польшей была довольно условной, так что для ее пересечения с семьей хватило небольшой взятки в виде трофейного браунинга.
Год семья прожила в Польше. Наконец просьба о переводе была удовлетворена, и Леонида перевели в воинскую часть под Херсоном. Там и сейчас живет его старший сын Слава, долгие годы служивший военным врачом на аэродроме под Иваново. Туда же после войны хотела перевезти своего отца Евгения, собрала все необходимое для переезда из Ставрополя, но уже на вокзале Феофан Феофанович почувствовал себя плохо и умер.
По распределению после окончания института Вольдемар (Марик) отправился работать в Армению. Во время первой войны между Арменией и Азербайджаном Армения оказалась в энергетической блокаде. Народ согревался печками-буржуйками, которые топил всем, чем придется, в том числе и книгами. Из одной из книг выпала фотография советского офицера с подписью Леонид Гомоз. По непонятной причине фотографию неизвестного человека сохранили и не бросили в огонь. А через несколько лет, встретив человека с необычной для Армении фамилией Гомоз, поинтересовались, не родственник ли он изображенному на фотографии. Так Марик стал обладателем неизвестной фотографии своего отца.