– Не пугайтесь, машина 2021 года выпуска – современная и довольно специфичная. Постепенно привыкнете. Очень умная: сама ее боюсь, – напутствовала, передавая брелок от Hyundai Palicade в аэропорту Анкориджа, Диана, cдавшая нам машину напрокат через сайт Turo.com. Действительно, машина оборудована по максимуму, что непривычно. Внедорожники напрокат брали в разных странах мира, но, как правило, дешевые. А тут по демпинговой, самой низкой из всех предложенных на сайте, цене – флагман линейки, да еще только что из магазина. Есть возможность в условиях Аляски проверить достижения международного автопрома.
Норов машина продемонстрировала сразу – отказалась ехать, пока не пристегнул ремень безопасности. К непристегнутой Ирине на соседнем кресле отнеслась более терпимо, но через пару минут тоже стала ворчать и издавать неприятные звуки. Зато запомнила удобные для нас положения водительского кресла и автоматически подвигала, безошибочно распознавая водителя. Скорее всего, по весу, хотя, возможно, и по лицу – камеры полностью контролировали не только ситуацию вокруг машины, но и в салоне.
Никаких ручек передач – все на кнопках. Когда решил подать назад, на пульте загорелась картинка камеры заднего вида, а когда неожиданно сзади появилась опасность – проезжающий по улице автобус, заработала звуковая сигнализация и машина сама затормозила.
Аналогичная ситуация с перестроениями. Встроенные в зеркала камеры контролируют движущиеся по соседним полосам транспортные средства, и машина сигнализирует об опасности. Не говоря уже о том, что высвечивает на экране приборной панели картинку с камер, так что в зеркала можно и не смотреть.
Думает о безопасности пассажиров – не дает выйти на дорогу, блокируя дверь, если видит приближающуюся машину. Когда пошел дождь – автоматически включила дворники.
На трассе почувствовал, что моим попыткам управления машина оказывает небольшое, но ощутимое сопротивление. Перестал крутить руль – машина взяла управление на себя, ориентируясь по нанесенной на дорожное полотно разметке. Сначала нервничал, когда она на скорости больше ста километров в час входила в крутой поворот, потом успокоился, поняв, что это у нее получается лучше, чем у меня.
Включил круиз-контроль и, совсем расслабившись, решил убрать руки с руля, но тут машина проявила крайнее недовольство, начав посылать неприятные звуковые сигналы. Все правильно, за ситуацию на дороге в любом случае отвечает водитель – пусть держит руки на руле.
Недостаток – когда догоняет машину, сбрасывает скорость и держит слишком большую дистанцию. На Аляске еще ничего, а в Москве передо мной сразу бы стали влезать машины.
На самой северной дороге страны
– Вы откуда? Из России? У меня приятель был два года назад в России, ездил в Киев, – блеснул знаниями географии американец Джон, приехавший отдохнуть на Аляску с приятелем из Калифорнии. Они разбили лагерь в ста метрах от нас и пришли посмотреть на бобров, энергично суетящихся у запруды, недалеко от нашей палатки.
При планировании путешествия беспокоила проблема ночевок. Съездов с дорог очень мало, а где есть – места для ночевок платные. Постаравшись, нашли сайт с бесплатными местами для кемпингов. Здесь за Юконом, на севере Аляски, бесплатная стоянка оказалась даже лучше платных – не только столики, места для машин и довольно чистый туалет, но и вода из колонки, что для местных кемпингов редкость.
Соседи разбили палатку, достали из багажника купленные в магазине дрова и развели костер. Смысла покупки не понял – вокруг полно бурелома и проблем с дровами нет. То ли лень собирать, то ли не принято. Впрочем, ночующие в палатках туристы – тоже редкость. Наиболее популярный способ путешествия – дом на колесах. Все свое вожу с собой – кровать, кухню с плитой и раковиной, туалет и душ как в recreational vehicles (RV). Или как минимум кровать в небольшом кемпере.
Перед выездом на трассу бензин залили до предела. С автоматом на бензоколоке не справились – просил ввести наш почтовый код, а когда вводили произвольный – оплату не принимал. Пришлось идти в кассу в магазин. Пожилая американка (у нас в таком возрасте не работают) видимо и не слышала про пандемию. Здесь в глубинке маски не носят, хотя в целом по Аляске заболеваемость в пять раз выше, чем в России.
Стенд в начале трассы рассказывает, что она названа в честь инженера Джеймса Далтона, создателя линии Дью – самой северной системы противоракетной обороны страны. Комплекс радиолокационных станций предназначен для раннего обнаружения советских бомбардировщиков и ракет.
Трасса Далтон – самая северная дорога США. Построена для доставки материалов при строительстве Трансаляскинского нефтепровода, одного из самых протяженных нефтепроводов мира, идущего от месторождения на побережья Северного Ледовитого океана до порта Валдиз на юге штата. Нефтепровод, спроектированный выходцем из России Егором Поповым, был запущен в 1977 году, а трассу до конца доделали только в 1994-м.
Машина высказала неудовольствие, когда пропала боковая линия, нарисованная на асфальте и пошла грунтовка. Скорости продолжала переключать автоматически, но пытаться взять на себя управление машина перестала. Несмотря на то что грунтовка на трассе Далтон по нашим меркам очень приличная, в большинстве найденных нами прокатных контор проезд по ней был запрещен. Сдавшая нам машину Диана то ли недавно занялась подработкой, то ли не думала, что мы уедем так далеко.
По мнению американских СМИ, трасса Далтон – одна из самых опасных дорог мира. Власти настоятельно советуют проезжающим заранее позаботиться о предметах первой необходимости – на трассе более 600 км всего три обитаемых места, да и те с населением от десяти до двадцати человек.
Зато это настоящая Аляска. Юкон, Сороковая миля, Клондайк – места, где искали золото, сражались и умирали герои рассказов одного из любимых писателей детства – Джека Лондона. Суровая природа, смелость, мужество, отвага и жизнь на грани смерти.
Фэрбанкс и память о советских летчиках
Въезжаем в Фэрбанкс, город в центральной части Аляски, основанный после нахождения здесь золота в 1902 году. В центре – памятник советским и американским летчикам, перегонявшим по ленд-лизу в СССР самолеты во время Великой Отечественной войны. В Фэрбанкс их доставляли американские летчики, в основном из Монтаны. В городе проходила приемка самолетов, дальше летели советские летчики – сначала в американский Ном, потом через Берингов пролив до Анадыря. Потом через Якутск в Красноярск. Всего для воздушного моста Алсиб (Аляска – Сибирь) в СССР построили 16 аэродромов, в США и Канаде – 15.
GPS-навигаторов тогда не было, летали по карте, визуально осматривая местность. Дальность перелетов сильно ограничена, технические возможности по современным меркам совсем небольшие, в плохую погоду требовалось все мастерство и немного удачи. Долетали не все, многие по пути разбились. Останки погибших в США советских летчиков покоятся на воинском кладбище на территории военно-воздушной базы в Анкоридже. Хотелось заглянуть и туда, с помощью Русского культурного центра послал запрос, но не сложилось – отказали из-за пандемии.
Сам памятник понравился – производит впечатление. Через год исполняется 80 лет создания воздушного моста. Отношения между странами сложные, для их укрепления хорошо бы вспомнить, что нас объединяет, в том числе и сотрудничество во время войны. Как вариант – организовать туристический мост: перелеты на малых самолетах по легендарному маршруту из России на Аляску с посещением достопримечательностей в точках пересадки. На Аляске точно есть что посмотреть. Да и у нас в Восточной Сибири и на Чукотке интересные для туристов места найдутся.
Другие материалы о походе на Аляску: