Совершив большой поход в горах Папуа-Новая Гвинея мы вышли к морю Бисмарка и остановились в городе Маданг. Здесь мы долго искали кого-нибудь, кто бы знал что-то о Миклухо-Маклае. Ведь за все время пребывания в Папуа мы видели в продаже всего две книги, одна из которых – «Истории о Каине, друге Маклая», была явно написана для местной публики. Так что Маклая должны были знать, особенно здесь, в бухте Астролябия. И, в конце концов, наши старания увенчались успехом.
Мы нашли туземца, женатого на девушке из деревни Бонго, той самой рядом с которой останавливался Маклай во время своего второго путешествия на Папуа. Папуас хорошо знал историю о Миклухо Маклае и повез нас в деревню Горенду, ту самую, где состоялась первая высадка отважного русского путешественника на берег Папуа.
Дорога очень плохая, в сезон дождей просто непроходимая. Раз семь переезжали вброд реки и, в конце концов достигли деревни Горенду. Рядом с деревней на берегу бухты Астролябия здесь стоит памятник великому путешественнику, установленный моряками советского корабля «Витязь» в честь 120-летия со дня высадки здесь Маклая с борта одноименного корабля.
Кстати, берег быстро разрушается – от памятника, до подмываемого волнами обрыва осталось всего пара метров. Надо что-то делать, иначе памятник просто рухнет в море.
К нашему удивлению туземцы деревни Горенду хорошо знают и с благодарностью вспоминают имя Миклухо-Маклая, которого здесь называют Николай Маклай. Узнав, что меня тоже зовут Николай, туземцы оживились и стали интересоваться, не родственник ли я Маклаю.
Туземцы благодарны нашему соотечественнику, который познакомил людей каменного века с железом, дал им инструменты, посадил массу новых полезных растений, например, папайю.
- А в вашем языке есть русские слова, которые пришли от Маклая?
- Да, это слово «топор», «аруз» — так изменилось со временем русское слово «арбуз» и «сакэро» (видимо «секира») – так на языке жителей Горенду сейчас называется мачете, с которым их тоже познакомил Маклай.
Наш визит вызвал неподдельный энтузиазм у жителей деревни, ведь мы, как и Маклай, которого здесь и сейчас знают как «человека с Луны», прибыли из самой России! Мы тоже «тама рус» — как здесь называют русских.
Лучше всех легенды о Маклае знает правнук Туя, друга Маклая, о котором наш путешественник так много писал в своих дневниках. Его зовут Гасом Туи. К сожалению, он с утра ушел на рынок в соседнюю деревню.
Впрочем, что это за препятствие. Едем на машине в соседнюю деревню, находим Гасома, привозим его обратно и садимся слушать легенды о русском путешественнике.
Рядом с нами расположились жители деревни, многие из которых тоже в прямом родстве с персонажами книги Маклая. Здесь, ходя по тем же тропам, по которым ходил наш соотечественник, особенно легко представить себе события, развернувшиеся в этом месте 150 лет тому назад.
- Когда Маклай впервые появился в нашей деревне, мы испугались. Он был такой белый, что его приняли за призрак, какой-то злой дух. Жители решили прогнать его и стали пускать стрелы рядом с его лицом. Но Маклай не обратил на это никакого внимания. Подошел к нашим хижинам и лег спать! И действительно уснул! Он ничего не боялся! Маклай сказал, что приехал из России, но мы не знали, что это такое и решили, что он Бог, пришедший с Луны.
Гасом рассказал еще несколько историй. Некоторые были особенно интересны, так как Маклай ничего не знал о них и не отразил в своих дневниках.
Так Гасом рассказал, что по окончании своего второго путешествия, Маклай подарил жителям деревни Бонгу корову. Маклай уехал, а жители не знали, что им делать с такой большой «свиньей», ведь они никогда не видели такое огромное животное. Свиней они хватали за задние ноги, переворачивали, садились свинье на живот и перерезали горло. Так же решили поступить и с коровой, но когда они попытались схватить ее за задние ноги, она лягнула охотника, вырвалась и убежала в джунгли.
Что делать, ведь женщины уже приготовили все гарниры и приправы? Только через день жители соседней деревни смогли найти и с помощью копий убить корову.
Также Гасом рассказал легенду, согласно которой Туи подарил Миклухо-Маклаю папуасскую сумку с талисманом, который должен был приносить удачу Миклухо-Маклаю в охоте. Может поэтому Миклухо-Маклай и смог впоследствии так удачно жениться в Австралии?
Поинтересовались мы и слухами о личной жизни Маклая на острове. Гасом полностью опроверг домыслы о местных женах Маклая и его малолетних наложницах.
- Действительно, чтобы привязать Маклая к острову племя решило отдать ему в жены самую красивую девушку. Но Маклай категорически отказался и к девушке не притронулся. Сами посмотрите – у местных жителей нет примеси европейской крови.
Маклая можно понять — хотя папуаски и «добрые внутри», но уж очень на лицо «не очень». И все это, не считая моральных принципов путешественника. Так что все распространяемые на эту тему измышления – о малолетних наложницах и «толпах белобрысых детишек — потомков Маклая, бегающих по бухте Астролябия» — полный вымысел ищущих жаренных фактов журналистов. Криво это все как-то смотрится – свержение с пьедестала знаменитого человека, опускание его до уровня любящего копаться в чужом грязном белье обывателя и все это ради рейтингов просмотра телепередач.
Гасом показал и некоторые рисунки Миклухо-Маклая. Я читал в дневниках, что Маклай, на случай если его все же убьют, прятал научные материалы и записи в ствол дерева, о чем знали моряки с шхуны «Витязь». Но только посмотрев на рисунок понял, что это дерево непосредственно примыкало к хижине, так что Маклай мог делать в нем тайники не выходя из дома.
Маклай многократно предлагал основать на острове русскую колонию и взять эту землю под российский протекторат. В мае 1886 года в газете «Новости» даже появилось объявление: «Известный путешественник собирает всех желающих поселиться на берегу Маклая или на одном из островов Тихого океана». К 25 июня подали заявления 160 желающих. К сентябрю их было уже свыше 2 тысяч. Проектом заинтересовались видные общественные деятели, Лев Толстой справлялся о Маклае. Уже было придумано название будущей колонии — Чернороссия.
Но царю было как-то не до этой далекой земли и он наложил на прошение Маклая резолюцию «Отказать». Так что плодами изысканий русского ученого в полной мере смогли воспользоваться только немцы, которые на месте высадки Миклухо-Маклая основали свою первую колонию на острове. Причем, руководитель колонии выдавал себя за брата Маклая, чем, впоследствии Маклай был крайне возмущен.
Бисмарк присоединил Папуа к Германской империи. Немцы оставили заметный след в ее истории. Об этом говорят и географические названия – море Бисмарка, пик Вильгельма. Часть названий было изменено австралийцами, которые получили под контроль эту территорию после Первой Мировой войны. Река императрицы Августы стала называться Сепик, порт Фридрих-Вильгельмсхафен был переименован в Маданг. Но до переименования пика Вильгельма так и не дошло.
Местные жители сложили легенду о папуасе Вильгельме, в честь которого, якобы, и называется гора. Нам ее рассказал Бони на берегу озера Пиндаунда. Так что папуасов немецкое название горы пока тоже устраивает.
Немцы многое дали жителям Папуа. Но и отобрали тоже. Только в 1974, незадолго до объявления независимости ПНГ, жители Горенду смогли вернуться в свои места, где когда-то была расположена немецкая колония, и восстановить деревню.
Сейчас недалеко от деревни активно работают китайцы, которые тянут нитку трубопровода до моря от рудника, где добывается никель. К китайцам и немцам отношение местных жителей неоднозначное. Немцам припоминают годы колониализма, китайцев укоряют в нежелании учить английский язык, чтобы можно было общаться с местным населением.
- Вы приехали из России, но выучили ради нас английский. А они почему не хотят?
А вот Миклухо-Маклая уважают все и вспоминают только добрыми словами. И это очень приятно.
Да и вообще, Папуасия очень понравилась – очень добрые и веселые люди, особенно в глубинке, и никаких ужасов, которые можно было бы ожидать, исходя из материалов, публикуемых в СМИ. Надеюсь, что берег Маклая когда-нибудь станет популярным у наших туристов, и они не забудут почтить память нашего великого соотечественника. Надеюсь, этому поспособствует и это наше небольшое путешествие.
Николай Носов. Фотоотчет о Береге Маклая