Прикосновение к свету

Алексей Гландин. Март

Бурлит, не затихает культурная жизнь  столицы.    В  первый день ноября в Доме Национальностей состоялась интересная художественная акция – «Рождение цветореальности» Анонсировалась переплетение трех реальностей – живописной, музыкальной и кинематографической.  Когда «энергия краски, встречая на своем пути белый холст, преломляется в калейдоскоп необъятного мира цвета. Когда этот мир оказывается на холсте настоящего художника, у нас появляется возможность  видеть рождение новой реальности».

Звучало все интригующе. На практике все было проще. В зале, где были развешаны картины художника, демонстрировалась премьера документального фильма о нем.  («Алексей Гландин. Прикосновение к свету».  Автор –А.Юшкевич, режиссер – В Спиваков, оператор – О.Кочубей).

Выступивший  перед просмотром картины режиссер заявил, что хотел рассказать в фильме о «странной реальности, которая просвечивает через холст этого художника».  Не знаю.. Как раз о самом творчестве было мало. Может, конечно, я просто этого не понял. Хотя сам фильм мне понравился.

Картина сделана одновременно и профессионально и с душой, что встречается в документальном кино о художниках совсем не часто.  Чувствуется, что авторам действительно интересен материал, и что этот интерес передается зрителю. Проще говоря – смотреть фильм не скучно. А этого добиться в документальном кино совсем не просто. Да еще и в отсутствии видеоматериала об ушедшем из жизни в 1988 году живописце.

Конечно, премьерный показ, да еще и в условиях художественной акции, когда на стенах висят картины, о которых говорится в фильме, а в зале сидят его герои – это совсем не то, что просмотр  фильма  вечером по телевизору, лежа на диване после работы. Но мне кажется, что и на ТВ он будет заметен.

Отсутствие эффектной сюжетной линии заменяется внутренней драматургией – напряжением, которое создается удачной игрой музыки, текста и видеоряда.

Зимний туман

Годы жизни художника совпали с годами жизни советского государства. И этот фильм скорее не о его творчестве, а о возникновении человека нового народа, о художнике этого народа и о его кончине.  Действительно, этнический спектр представленных персонажей очень широк.

Отец художника – итальянский фабрикант, открывший папиросную фабрику в дореволюционной Одессе. Мать –украинка. Мальчик, потерявший отца в возрасте одного года, но все же впитавший, благодаря шефству над ним семьи итальянского консула , итальянскую культуру. И другой жизненный опыт – взросления в криминальной среде одесской молдаванки. И тяга к живописи, талант, который заметили в Москве. И московская жизнь и белорусская женщина, отправившая героя фильма на фронт. И судьба художника, прошедшего окопы Сталинграда.  И вполне символическая ошибка фронтового писаря, превратившего молодого Андрео эн Гланди в Алексея Гландина.  И появившийся в результате типичный русский советский художник, классик советского импрессионизма, воспевший скупую русскую природу севера, тонко чувствовавший ее красоту и сумевший передать эту красоту в своих картинах.

Хорошо проработаны детали. Сигарета, которая сгорает до фильтра, как жизнь художника, без остатка отданная искусству. Крупные планы перемешивающейся на мольберте краски. Мелкие штрихи, которые говорят без слов.

Алексей Гландин. Тополек

И немного мистический финал. В тополек, на окраине деревни, который постоянно рисует на своих картинах художник и считает его своей душой, попадает молния и дерево погибает. И умирает художник. Едва успев выплеснуть на холст свой последний сон, последнее видение – не существующий в реале пейзаж Италии, родины своего предка, где он при жизни так никогда и не был.

Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Локализовано: шаблон под Wordpress