Бурлит, не затихает культурная жизнь столицы. В первый день ноября в Доме Национальностей состоялась интересная художественная акция – «Рождение цветореальности» Анонсировалась переплетение трех реальностей – живописной, музыкальной и кинематографической. Когда «энергия краски, встречая на своем пути белый холст, преломляется в калейдоскоп необъятного мира цвета. Когда этот мир оказывается на холсте настоящего художника, у нас появляется возможность видеть рождение новой реальности».
Звучало все интригующе. На практике все было проще. В зале, где были развешаны картины художника, демонстрировалась премьера документального фильма о нем. («Алексей Гландин. Прикосновение к свету». Автор –А.Юшкевич, режиссер – В Спиваков, оператор – О.Кочубей).
Выступивший перед просмотром картины режиссер заявил, что хотел рассказать в фильме о «странной реальности, которая просвечивает через холст этого художника». Не знаю.. Как раз о самом творчестве было мало. Может, конечно, я просто этого не понял. Хотя сам фильм мне понравился.
Картина сделана одновременно и профессионально и с душой, что встречается в документальном кино о художниках совсем не часто. Чувствуется, что авторам действительно интересен материал, и что этот интерес передается зрителю. Проще говоря – смотреть фильм не скучно. А этого добиться в документальном кино совсем не просто. Да еще и в отсутствии видеоматериала об ушедшем из жизни в 1988 году живописце.
Конечно, премьерный показ, да еще и в условиях художественной акции, когда на стенах висят картины, о которых говорится в фильме, а в зале сидят его герои – это совсем не то, что просмотр фильма вечером по телевизору, лежа на диване после работы. Но мне кажется, что и на ТВ он будет заметен.
Отсутствие эффектной сюжетной линии заменяется внутренней драматургией – напряжением, которое создается удачной игрой музыки, текста и видеоряда.
Годы жизни художника совпали с годами жизни советского государства. И этот фильм скорее не о его творчестве, а о возникновении человека нового народа, о художнике этого народа и о его кончине. Действительно, этнический спектр представленных персонажей очень широк.
Отец художника – итальянский фабрикант, открывший папиросную фабрику в дореволюционной Одессе. Мать –украинка. Мальчик, потерявший отца в возрасте одного года, но все же впитавший, благодаря шефству над ним семьи итальянского консула , итальянскую культуру. И другой жизненный опыт – взросления в криминальной среде одесской молдаванки. И тяга к живописи, талант, который заметили в Москве. И московская жизнь и белорусская женщина, отправившая героя фильма на фронт. И судьба художника, прошедшего окопы Сталинграда. И вполне символическая ошибка фронтового писаря, превратившего молодого Андрео эн Гланди в Алексея Гландина. И появившийся в результате типичный русский советский художник, классик советского импрессионизма, воспевший скупую русскую природу севера, тонко чувствовавший ее красоту и сумевший передать эту красоту в своих картинах.
Хорошо проработаны детали. Сигарета, которая сгорает до фильтра, как жизнь художника, без остатка отданная искусству. Крупные планы перемешивающейся на мольберте краски. Мелкие штрихи, которые говорят без слов.
И немного мистический финал. В тополек, на окраине деревни, который постоянно рисует на своих картинах художник и считает его своей душой, попадает молния и дерево погибает. И умирает художник. Едва успев выплеснуть на холст свой последний сон, последнее видение – не существующий в реале пейзаж Италии, родины своего предка, где он при жизни так никогда и не был.