Покидаем площадь Тяньаньмэнь, покупаем билеты и подходим к воротам Умэнь (Полуденные ворота)– строению из пяти башен. Это парадный вход в императорский дворец Гугун. Раньше через средний вход этих ворот мог войти только китайский император. Только он и его приближенные могли находиться на территории дворца. Остальным под страхом смерти это было запрещено. Отсюда и название – Запретный город.
Не сезон, но народу много. Все туристы при посещении Пекина считают своим долгом посетить Запретный город и Великую китайскую стену. Это знают и местные турфирмы. Перед входом к нам припал англоговорящий китаец, предлагающий экскурсию на Великую китайскую стену. Он от нас долго не отставал, все время опуская цену. В конце концов мы сдались и договорились об экскурсии на весь следующий день за 300 юаней за троих – машина с шофером на весь день плюс русскоговорящий гид. В Москве мы думали, что нам такая поездка обойдется раза в два дороже.
Запретный город – резиденция китайских императоров, аналог нашего Кремля. Это сердце страны, сердце Пекина, памятник мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Императорский дворец представляет собой ансамбль деревянных строений, обнесенный прямоугольной крепостной стеной высотой в восемь метров. Для крепости стену три раза заливали смесью известкового раствора и клейкого риса. По углам стены построены сторожевые башни.
Запретный город был построен в 1407 году. Это самый большой архитектурный комплекс древности Китая. И самый обширный дворцовый комплекс в мире.
Согласно легенде, место для постройки Запретного города было определено китайскими астрономами и находится оно, по их мнению, точно в центре Земли. По поводу земного шара – это сомнительно, а вот то, что в те времена здесь был центр мира, во всяком случае с китайской точки зрения, сомнения не вызывает.
Вся планировка очень правильная – сплошные квадраты и прямоугольники. Все строго и симметрично. Небольшую неразбериху вносят только извивы реки Золотой воды (канал Цзиньшуйхэ), пересекающей территорию императорского дворца. Но и она здесь течет не случайно. Согласно китайскому учению Фэншуй, река, огибающая на входе дворец, позволяет накапливать положительную энергию.
Выходим на площадь Тайхэмэнь. Здесь находятся внешние павильоны, предназначенные для важнейших государственных и придворных мероприятий. По мраморному мосту переходим реку и подходим к павильону Тайхэдянь. Пробившись через толпу туристов к одному из проемов, пытаемся рассмотреть в зале Верховной гармонии трон китайского императора – символ власти императора на земле, который находится в центре круга из шести золотых колонн с изображениями драконов. Трон стоит на возвышении – на платформе. К нему ведут семь ступеней. Это место очень важно для истории Китая – здесь вступили на трон 24 императора.
По обе стороны от трона стоят бронзовые журавли. Скульптуры журавлей можно встретить и на улице. Они, как и бронзовые черепахи, являются инструментами для зажигания курительных свечей при церемониях. Черепаха считалась символом долголетия. Божественная черепаха имела голову змеи и шею дракона.
Обходим внешние павильоны и любуемся искусной резьбой на камне за залом Сохранения гармонии — Баохэдянь. Девять вырезанных на камне летающих драконов сопровождают посетителей, идущих по лестнице к этому павильону. В памяти всплывают заключительные кадры фильма Бернардо Бертолуччи «Последний император«, где по этой лестнице поднимался император Пу-И, последний император Поднебесной.
Дальше расположены павильоны, относящиеся к внутренним резиденциям дворца. Здесь жили императоры, его наложницы, принцы и принцессы. Здесь расположен и императорский сад.
Дворец строго ориентирован относительно частей света. Самые важные здания строились фасадом на юг. Юг рассматривался источником небесной энергии, которой обладал император, на юг всегда был обращен его трон. Изучение Запретного города мы тоже начали с юга. Войдя в Южные (Умэнь -Полуденные) ворота, мы закончили осмотр, выйдя через Северные (Шэньумэнь – Ворота военной доблести).
Есть еще ворота в Западной стене – Сыхуамэнь, через которые в Запретный город попадали императрицы и наложницы императора, и Восточные (Дунхуамэнь). Около восточных ворот находятся павильон, в котором выставлена коллекция китайского фарфора.
Покидаем Запретный город и возвращаемся назад вдоль внешней стены, точнее вдоль замерзшего рва c водой. Ров окружает весь Запретный город. Его ширина – 52 метра, вполне серьезное препятствие для неприятеля.
Видим небольшое кафе. Хозяйка, заметив наш интерес, стала усиленно размахивать руками, призывая нас перейти дорогу и заглянуть в ее заведение. Район что ни на есть туристический, это и по ценам видно, а меню на английском нет. Заказываем почти наугад. Все съедобно, только остро и порции уж очень большие. Один суп можно было бы спокойно взять и на троих.
Продолжаем прогулку по вечернему Пекину. Проехала милицейская машина с работающим проблесковым маячком на крыше. Интересно, что маячок включен в профилактическом режиме, а не как у нас , в режиме активной погони. А вот до минимигалок на полицейских погонах у нас никто пока не додумался. Есть чему поучиться у Пекина. Стоит на улице в темноте китайский милиционер, а у него на левом плече переливается красно-синий проблесковый маячок. Отлично видно в темноте – можно закричать и позвать на помощь.
Впрочем, милиция нам в Китае не понадобилась. Во время всей поездки нас не покидало чувство безопасности. Особенно контрастным оно было на фоне тревоги, которая постоянно сопровождала нас во время предыдущей поездки по Северному Йемену. Все логично, в центре мира все должно быть спокойно.
Николай Носов
Фото автора
Другие материалы о походе в Китай