В последний день на море решили пойти на пляж на рассвете. Правда, пока дошли до пляжа – уже рассвело. Зато отдыхающих еще нет. Впрочем, люди на пляже все равно есть. Они собрались напротив рыбацких лодок, подошедших к берегу с утренним уловом.
Рыбаки прыгают в воду и тащат на берег в небольших мешках добычу. Тут их уже ждут женщины-перекупщицы. Пойманную рыбу, крабов, моллюсков, кальмаров, креветок вываливают на берег, а покупатели быстро сортируют добычу и отбирают нужную для своей кухни.
Удивляет размер крабов. Таких маленьких на Черном море даже дети отпускают. Мяса то там под панцирем совсем нет.
Однако местные рыбаки думают иначе. И таких крабов у них покупают. Может, варят из них суп? Или используют отвар при приготовлении “морской еды” (sea food) – всякой морской мелочевки, перемешанной сваренной с рисом. Это любимая еда в местных забегаловках.
Один рыбак сидит и обламывает опасные острые хвосты у скатов. Потом втыкает эти иглы в какой-то морской огурец и бросает в море. Интересно, он не задумывается о том, что это поселковый пляж? И что он сам скоро пойдет к лодке? Причем, босиком …
Попытка разводки
Перед поездкой читали много отзывов о Вьетнаме, в которых описывались варианты разводки местными туристов. Высказывалось даже мнение, что если вы считаете, что во Вьетнаме вас никто не обманул, значит, вы этого просто не заметили.
На мой взгляд, туристов здесь обманывают не чаще чем в Египте. Причем, в основном в туристических зонах. Причем, некоторые виды обмана – меню в ресторане на местном языке для местных с одними ценами и на английском для туристов – с совсем другими, в общем то и обманом не назовешь. Это практикуется во всем Индокитае. И не сильно отличается от подхода, где с иностранцев, при посещении музея, берут в три раза больше, чем с местных. Такая практика даже в московских музеях существует. Что, конечно, нас не красит.
С классической разводкой мы столкнулись, когда решили вернуться в Сайгон. Нам надо было как-то добраться в поселок на трассе, чтобы сесть на рейсовый автобус. До трассы девять километров, пешком не дойдешь. Заказали не ресепшн нашего отеля такси. Договорились оплатить по счетчику. Дорого, но не разоримся.
Подробно объяснили и показали на карте – куда нам нужно. Погрузились в машину и водитель повез нас в противоположном направлении. Логично, если сделать крюк и поехать по дороге вдоль моря, то можно и километров сто на счетчике накрутить. А если просто довезти до Сайгона – то и все двести.
Но нас так просто не возьмешь. Ирина все контролировала по своему спутниковому навигатору и подняла тревогу. Я заставил водителя остановиться и показал на своем планшетнике загруженную карту из Google Map, на которой было видно, что мы едем в противоположном направлении.
Таксист стал возражать и говорить, что по этой дороге проехать нельзя.
- Как нельзя, мы же по ней приехали. У нас и трек есть.
Тогда он стал говорить, что на этой дороге одностороннее движение. И что в другую сторону могут двигаться только мотоциклы.
Я показал на вовремя появившуюся встречную машину и начал выгружаться.
Только тогда таксист сдался, развернулся и отвез нас на автовокзал.
“Резиновый автобус”
На стоянке находим автобус с надписью SaiGon и занимаем места. Экипаж автобуса, похожего на наш РАФик, состоит из трех человек – водителя, кондуктора и зазывалы. Никакого расписания нет. Автобус пойдет, когда заполнится. Сейчас время работы зазывалы, он отлавливает приехавших на автовокзал и рассаживает их, по одному ему понятным принципам, в салоне.
Автобус заполнен наполовину. Ждать еще долго. Поэтому, когда к нам подъезжает маршрутка с радостно размахивающим руками зазывалой, мы выскакиваем из автобуса, пытаясь уехать по-быстрей.
Сидящая в кресле за нами вьетнамская тетка заметила, что Ирина забыла в автобусе пакет с вещами и громко кричит нам вслед. Спасибо за бдительность, не так просто было понять, что полиэтиленовый пакет, с трудом впихнутый на противоположную от нас верхнюю полку, принадлежит нам. Но мы тут находимся под пристальным вниманием местных. Для них иностранцы в сельском автобусе – большая диковинка.
Зазывала маршрутки предлагает нам садиться. Куда? Все места в маршрутке заняты, причем на последнем сиденье, рассчитанном на четырех человек, уже сидит шесть. Не стоя же, согнувшись нам ехать полторы сотни километров?
Возвращаемся на наши места в автобусе. Ждем еще час. Все места заняты, а автобус не едет. В чем дело?
Оказывается – не все. Когда появляется очередная группа потенциальных пассажиров, зазывала достает дощечки и кладет их между крайними сиденьями правого и левого ряда. Это еще четыре места.
Но и сейчас автобус не едет. По мнению экипажа – он еще пустой. Следующие пассажиры утрамбовываются на возвышение рядом с водителем. На край площадки сажают женщину с маленькой девочкой на руках.
Прождав еще минут десять, в течении которых у нас появились стоячие пассажиры, мы двинулись в путь.
В Сайгон отправились не сразу. Ведь еще есть стоячие места. Автобус сделал круг по поселку. Зазывала, висевший в проеме открытой двери, поймал еще двух клиентов. Все. Можно отправляться в путь.
Конечно, зазывала продолжил работу, пытаясь запихнуть в салон всех встреченных на пути желающих подъехать. Некоторые отказывались, некоторые соглашались и утрамбовывались в автобус.
До Сайгона ехали почти три часа. Никаких санитарных остановок и технических перерывов. Тело затекло. Очень хочется его хоть немного размять. Но что поделаешь – местная специфика. Зато очень дешево – на наши деньги меньше 200 рублей на человека. И возможность посмотреть на реальную повседневную жизнь обитателей этой страны.
Николай Носов
Фото автора
Другие материалы о походе «Путешествие по Меконгу» -