Медведей боятся — по Камчатке не ходить

Камчатка, медведь

- Не ходите туда. Там медведь. Мой пацаненок только что пытался пройти по этой тропе – испугался и прибежал обратно. А ему нужно деньги отнести на Центральный кордон, — сказала  нам сидящая под навесом, показавшимся после очередного поворота тропы, старушка.

- А где пацаненок? Пусть идет с нами. На троих медведь не нападет – сам испугается. Да у меня и средства защиты есть, ответил я, доставая из рюкзака перцовый баллончик, купленный для защиты от медведей  в Петропавловске на Камчатке.

Обрадованная старушка отправила с нами не высказывающего особого энтузиазма «пацаненка» – высокого парня лет 17-ти, и мы продолжили путь по национальному парку Налычево.

Медведь, здоровенный трехлетка с пушистой светло-коричневой шерстью, сидел и увлеченно выкапывал какие-то корешки. Пацаненок сразу спрятался за наши спины, Ирина нервно теребила баллончик с перцовым газом. Я, вспомнив советы экспертов, решил прогнать медведя и грозно закричал «о-го-го!».

Медведь поднял голову, посмотрел на меня как на идиота и продолжил поиски съедобных корешков.

Продукты на ночь собрали и положили на дерево. Внизу подвязали датчик охранной системы

- Какой-то неправильный медведь. Совсем не пугается, — подумал я и стал вспоминать советы других экспертов.

– При встрече мажь лицо дерьмом, медведи этого не любят.

- А где я возьму дерьмо?

- Не волнуйся, дерьмо будет, — убедительно напутствовал нас мой старый приятель Женя, в молодости прослуживший два года на Камчатке.

Другие эксперты предлагали лезть на дерево. Камчатские медведи очень большие и не могут лазить по деревьям. Эксперты предупреждали, что медведь может начать трясти дерево и даже вырвать его с корнем, так что для спасения предлагалось выбирать толстые стволы.

Толстые деревья были, но они были совершенно гладкими и было непонятно, можно ли на них вообще залезть даже в условиях сильного стресса. С другой стороны — нас не трогают, мы не трогаем. Мы продолжили свой путь, а медведь продолжил поиски корешков.

… К нашей идее похода по Налычевскому национальному парку без проводника и без ружья местные отнеслись с непониманием.

- Вы заблудитесь в лесу. И что вы будете делать при встрече с медведем? Рыба на нерест еще не пошла и медведи голодные. На городском кладбище Петропавловска даже стали раскапывать могилы и есть покойников. С начала года уже убили четырех таких осквернителей.

Не добавляла оптимизма и наша встреча с медведицей и медвежонком в во время сплава по реке Быстрая. Хорошо, что мы уже запаковали вещи и стартовали, когда увидели их, пробирающихся к нашему лагерю вдоль берега, в поисках разделанной на берегу рыбы.

Организация  защиты

Идея поехать на Камчатку возникла практически мгновенно, когда мы в январе узнали об акции Аэрофлота, по которой можно было слетать в Петропавловск на Камчатке за 20 тыс. рублей (туда и обратно). Потом стали прорабатывать маршрут. В итоге группа разделилась. Трое отправились в дальний путь к Ключевской сопке, чтобы сделать на нее восхождение, четверо – чтобы отправиться в национальный парк Налычево, а потом подняться на вулканы Мутновский и Горелый.

Станцию тоже повесили на дерево

Проблема медведей, которых особенно много в нацпарке Налычево, конечно нас беспокоила. Перспектива разделить судьбу всемирно известного японского фотографа-путешественника Митио Хосино нас не прельщала. Ночью к его палатке, стоящей на берегу озера подошел медведь, разорвал палатку, ударом лапы убил японца, а потом съел его гениталии. Медведя потом нашли и застрелили, но японцу от этого уже было не легче.

Другая рассказанная нам история – сотрудники одной камчатской компании отправились на машинах пикник на природу. Развели костер, выпили, закусили. И не скоро заметили отсутствие одной из девушек, отошедшей в кустики по делам. Где видимо случайно наткнулась на медведя, который, возможно с испугу, ее убил так, что она даже не успела позвать на помощь.

Посмотрев фильм «Выживший» с Леонардо ди Каприо, мы поняли, что в рукопашном бою с медведем шансов не много. Тем более что камчатский бурый медведь достигает веса в 600 килограмм, а так отделавший героя фильма гризли – максимум 400. Так что остро стал вопрос о средствах защиты.

А вот и не прошенные гости — медведица и медвежонок

Чтобы медведь не застал нас ночью врасплох мы взяли специально разработанную для путешественников портативную охранную систему Camping World Cyclop, состоящую из станции и датчика движения. При попадании крупного животного или человека в защищаемую зону на станции срабатывала сирена, причем на мелких животных, размером меньше волка, система не срабатывала.

Все продукты мы складывали в полиэтиленовый мешок и поднимали на дерево. Внизу приматывали веревкой к стволу датчик движения. По нашей задумке в случае его срабатывания ночью мы бы успели достать перцовый баллончик для ближнего боя с медведем (нас проинструктировали, что нужно пшикать ему перцем прямо в нос), и пальнуть в небо ракетой из тоже купленного в магазине устройства, которое называлось сигнал охотника.

Конструкция очень простая – патрон привинчивается к скобе, на пружинке отводится боек, который при отпускании бьет по капсулю. Грохот как при выстреле из ружья, да и несущаяся горящая ракета зверя должна была напугать. Был риск с перепугу подстрелить какого-нибудь нашего участника, вылезшего ночью из палатки, чтобы посмотреть на звезды, и спросонья попавшего в запретную зону, но как-то все обошлось.

Сигнал охотника — это для дальнего боя

Охранная система легкая и компактная. В принципе, все работало, в том числе и под дождем, но во время одной ночевки на перевале в условиях сильного тумана были выявлены мертвые зоны около станции, через которые потенциально мог пройти незамеченным медведь. Сначала грешил на сырость и туман, но изучив подробней документацию, выяснил, что хотя максимальное расстояние между датчиком движения и станцией 75 метров, но зона обнаружения движения лишь 6 метров от датчика. Так что в каждом конкретном случае придется выбирать, что защищать – продукты на дереве или подходы к палатке.

Если выбирать защиту подходов к палаткам – лучше ставить защиту поперек тропы, ведущей к лагерю. Медведи, хотя вполне комфортно чувствуют себя в самой густой чаще, но все равно с большей вероятностью выберут тропу. Другое опасное направление – вдоль реки. Особенно, когда рыба идет на нерест и медведи выходят на рыбалку. Одним комплектом все направления не закроешь, но все же спать будет намного спокойней.

Система также может защитить от воров. Во время похода по массиву «Пять священных гор» на Монгольском Алтае вечером в темноте в палатку нашей участницы забрались местные воры и украли видеокамеру, аптечку и веревку. Мы ужинали в машине в метрах семи от палатки, но ничего не заметили. Если бы у нас тогда была бы такая сигнализация, мы бы могли среагировать и остановить воров. Сами понимаете, что такое перед восхождением лишиться веревки.

Наш лагерь

За две недели похода на Камчатке мы встретили 10 медведей. Проблем не было. Чаще всего они просто сразу убегали. Основная опасность – внезапно натолкнуться на медведя в чаще леса или в высокой траве, когда он автоматически начнет защищаться. Поэтому, когда лесная тропа ныряла в заросли, мы начинали громко разговаривать, предупреждая медведя о своем приближении. А когда видели на тропе свежий медвежий помет, то еще и начинали свистеть в свисток. Летом медведю есть, где добыть пропитание. А человека он обычно сам боится. Конечно, осторожность нужна, но не так все страшно. Медведей бояться – по Камчатке не ходить.

Николай Носов

Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>