Август 2012. Ночь. Самолет начинает снижаться на посадку. Смотрю данные бортового компьютера. Высота 1000 метров. За бортом +39! Добро пожаловать в Доху – столицу маленького нефтяного арабского королевства – Катар.
Рано утром выходим из гостиницы Qatar Royal и идем искать пляж. До берега залива не больше километра, но дорога дается не легко. Очень жарко. И воздух влажный. Идешь как по парилке. Только сверку тебя еще поджаривает хоть и утреннее, но совсем уже не ласковое солнце.
С пешеходными дорожками здесь тоже не очень. Коренные катарцы – 300 тысяч избранных, которым по распоряжению эмира принадлежат природные ресурсы страны – люди не бедные, пешком не ходят, а передвигаются на своих лимузинах. Ведь Катар, по данным журнала Forbes – самая богатая страна в мире.
Доход на душу населения в Катаре составляет почти 88 тысяч долларов. Счет каждому гражданину открывается при рождении. Стартовый капитал катарского младенца — 10 тысяч реалов, чуть больше трех тысяч долларов. К совершеннолетию каждый катарец является счастливым обладателем полумиллионного капитала.
Открытие крупных нефтяных и газовых месторождений резко изменило размеренную жизнь местных бедуинов, которые в основном занимались ловлей рыбы и собиранием жемчуга. О тех временах и сейчас напоминают деревянные фелюги, стоящие в порту. Но сами коренные жители на них рыбу давно не ловят. Зачем? На каждого катарца приходится пять приехавших на заработки иммигранта, которые и выполняют тут все работы.
Есть даже из России. Солидный молодой человек на кассе в Дьюти-фри, признав соотечественника, предлагает сразу перейти на русский.
- Вы тут постоянно живете?
- Нет, приезжаю на заработки.
- И как тут? Всегда такая жара?
- Нет, на прошлой неделе было еще жарче. +50!
Приезжают на заработки и англичане, которых любят брать на работу в ставшем знаменитым после трансляций заявлений Уса Бен Ладена катарском телеканале Аль-Джазира. Но чаще всего набирают работников из Пакистана, Филиппин и Индии. Прав они не имеют никаких. В частности — даже покидать страну без разрешения нанимателей, то есть своих хозяев. Это последнее дает некоторым международным организациям повод обвинять Катар в современном рабовладении.
Продолжаем наш не легкий путь в поисках пляжа. Справа белые здания форта Al Khoot, в дворе которого видим белых арабских скакунов. Да, бедуины пересели с лошадей на автомобили, но любовь к лошади – это в крови. Катарийцы просто сходят с ума от арабских лошадей, которых считают образцом изящества.
Ну и конечно осталась любовь к верблюдам. Забавно смотрится корабли пустыни в загоне напротив правительственного комплекса Emiri Dwan на фоне современных зданий из стекла и бетона. У меня уже насквозь промокли от пота брюки и рубашка, а вот верблюды чувствуют себя превосходно.
Катар – страна абсолютной монархии. Кстати, власть эмиры не передают по наследству (как полагается у монархов), а просто-напросто ее захватывают. Вначале такую «революцию» совершил в 1972 году двоюродный брат монарха, а того в 1995-ом скинул родной сын. Выборов нет, политические партии отсутствуют, профсоюзы запрещены.
Впрочем, демократию правители Катара любят, правда, в других странах. Так войска Катара участвовали в свержении правительства Каддафи в Ливии, а теперь Катар активно борется за демократию в Сирии. Это особенно заметно по местному телевидению. В гостинице включил телевизор – сразу по трем каналам шли репортажи о боях в этой стране.
Слева мечеть, рядом с которой расположены торговые ряды. Лавочки, как правило, открываются не раньше 10 утра. Зато в них можно перевести дух, ведь там есть кондиционер. Продавцы, правда, какие-то вялые, что совсем нетипично для арабов. Сидит такой, молится и не обращает никакого внимания на покупателей. То ли наемный работник на окладе, то ли коренной, но работающий не ради денег, а от скуки.
Мужчины в Катаре ходят в длинных белых балахонах, напоминающие ночные рубашки, которые одевают на голое тело. В условиях местной жары – это лучшая одежда. А вот черные балахоны женщин вызывают жалость. Черное на солнце греется хорошо. Но что поделаешь – традиция. Вот идет такая, закутанная в черный материал, с узкой прорезью для глаз и каким-то намордником на лице. Рядом четверо детей и няня филиппинка.
В целом народ здесь вежливый и отзывчивый. Спросишь дорогу – попытаются ответить и объяснить.
Но вот, наконец, и набережная. На другой стороне залива выстроились в ряд вдоль набережной современные здания из стекла и бетона. Смотрится красиво. На нашей стороне тоже неплохо – газон с настоящей (!) травой и большие финиковые пальмы, в тени которых можно немного передохнуть. А вот вода подвела. Опускаешь руку в морскую воду – а она горячая! Выше температуры человеческого тела. Какое уж тут купание. Скорее в гостиницу, под душ и защиту кондиционера. Иначе точно дождемся теплового удара, и так уже как-то нехорошо.
Николай Носов
Другие материалы о походе в августе 2012 г. -
Карту Дохи можно посмотреть -http://maps.turizm.ru/city_449.html