Прилетаем в столицу Руанды – Кигали, самый большой город страны. Два рюкзака из наших четырех потеряли на пересадке в столице Катара Дохе, нас не встретила фирма EuroCar, с которой мы договорились об аренде машины, но все равно настроение бодрое. Мы опять в Африке!
Постепенно все наладилось, в фирму дозвонились, машина приехала, рюкзаки через день довезли, и даже потом заплатили по $50 компенсации за задержку, в общем, ничего особенного. Немного удивили только местные обменники, которые меняли по нормальному курсу только 100 долларовые купюры 2006 года. Зато никто не придирался к полиэтиленовым пакетам, а в Интернете ходила информация, что ввоз полиэтиленовых пакетов в страну запрещен.
Да, полиэтиленовые пакеты в местных магазинах не увидишь, только бумажные. Но если привез – отнимать не будут.
Слово Руанда прежде всего ассоциируется с геноцидом 1994 года, пожалуй самым кровавым в человеческой истории. Еще никто и нигде не убил столько людей за столь короткий срок. Хуту резали тутси. К этой национальности относились девять из десяти убитых в этот период людей.
Геноцид начался 7 апреля 1994 года после того, как при заходе на посадку ракетой земля-воздух был сбит самолет с президентом страны, по национальности хуту. За 100 дней в Руанде было уничтожен миллион человек! Причем в основном с помощью мачете, топоров, дубин и палок. Иногда убийцы сначала отрезали своим жертвам пальцы, кисти, стопы, руки, ноги, и только после этого отрубали голову или разбивали череп.
После геноцида в Руанде пришлось повсеместно и массово отстреливать собак, потому что те окончательно привыкли питаться человеческим мясом. Ведь вся страна была завалена трупами. Об этом напоминают фотографии в мемориале геноцида, расположенного в центре Кигали. Мы туда приехали используя самый популярный вид местного транспорта – мототакси, который здесь называется «бода-бода». Просто останавливаешь мотоциклиста на улице, одеваешь шлем и садишься к нему на заднее сиденье.
Сам музей мемориала — жуткое зрелище. Особенно детский зал. Там прижизненные фотографии погибших детей в полный рост. Читаешь их имена. Кто что любил на завтрак. Кто в какие игрушки любил играть. Кто как умер. Кого зарезали мачете. Кого забили палками. Одну двухлетнюю девочку просто взяв за ноги с размаху ударили головой о стену. Иногда детей заставляли смотреть, как убивают их родителей — а затем крошили мачете и их самих. Матерей заставляли убивать своих детей, что, конечно, не спасало этих несчастных женщин от собственной смерти.
Во дворе мемориала братская могила. Второй этаж музея посвящен актам геноцида в других странах — Холокосту, этническим чисткам в Югославии, в Кампучии при Пол-Поте и почему-то бельгийцам в Конго. Последнее, видимо по политическим мотивам. Чтобы заклеймить колониальное прошлое.
О геноциде 1994 года был снят фильм «Отель Руанда». О том, как в осажденном отеле в центре столицы под охраной маленького отряда миротворцев ООН, спасалась от смерти небольшая группа женщин и детей. Когда кончилась вода, люди начали пить воду из бассейна. Миротворцы сильно рисковали. Известна судьба окруженного бельгийского отряда из сил ООН. Их командование отдало своим военнослужащим приказ не сопротивляться и сложить оружие. Пленных бельгийцев сначала кастрировали, потом запихнули отрезанные половые органы им в рот и после жестоких пыток и издевательств застрелили.
Все это время Совбез ООН проводил бесплодные заседания по руандийскому вопросу. Только 22 июня Совбез дал санкцию французским войскам на военное вмешательство и в июле массовые убийства прекратились. Два миллиона хуту, опасаясь мести тутси, сбежали из страны в основном в соседнее Конго. Нынешняя война в Конго тоже в большой мере является отголоском тех событий. Все те же столкновения на национальной почве.
Мы нашли этот отель в Кигали. Сейчас он называется «Des Mille Collines». Ничто не напоминает о его трудной истории. Шикарный отель, перед которым развивается флаг ООН. Да и уроки из прошлого Руандой были извлечены. Чуть ли не в каждом населенном пункте музеи или памятники жертвам геноцида. А на мой вопрос – «Вы кто? Хуту или тутси?» никто не дал прямой ответ. Один житель сказал, что он христианин. Другие говорили, что они не делятся на хуту и тутси. Они все руандийцы.
Николай Носов
Материалы о походе -