На берегу около протоки, широко разинув пасть лежит огромный пятиметровый крокодил. Подплываем на расстояние вытянутой руки – крокодил совершенно неподвижен и не проявляет никаких признаков жизни.
- Да он не настоящий, — авторитетно заявляет Павел. – Даже не моргает. Муляж для туристов. Просто разводка.
- Стоящий на носу нашей небольшой лодки Том протягивает весло и бьет им в песок рядом с раскрытой пастью.
Крокодил никак не реагирует.
- Вот видите,- кричит Павел, — он не настоящий!
Том нагибается и бьет крокодила веслом по зубам. Рептилия мгновенно оживает и бросается на лодку. Мгновенный выброс адреналина. Лодку качнуло, но она устояла. Хорошо, что она у нас железная, крокодилу явно не по зубам. Монстр ныряет под лодку и уходит в глубину. В кармане неожиданно звонит телефон. Машинально, еще не отойдя от стресса, беру мобильник.
- Здравствуйте, это фирма «Гарант». Завтра мы приедем к вам на работу обновить базу по законодательству.
Жму «отбой», но уже поздно. Входящий звонок в Эфиопию по МТС – у меня минус 160 рублей.
… Озеро Чамо, второе по величине озеро Эфиопии, после расположенного рядом, все в той же Великой африканской рифтовой долине озера Абая, но зато самое богатое в плане живности. На берегах этих озер находится эфиопский город Арба-Минч («сорок источников» на амхарском языке), своего рода столица Южной Эфиопии. Отсюда начинаются многочисленные походы к южным племенам, во многом сохранившим свой многовековой уклад жизни. Но и сам Арба-Минч интересен для туриста. Прежде всего национальными парками, один из которых находится на озере Чамо.
В город мы прибыли из столицы Эфиопии – Аддис-Абебы на арендованном джипе. Причем на джипе с водителем, так как машину на прокат для поездок вне города в Аддис-Абебе не дают. Машина не новая – 1995 года. Тойота Лендкрузер 6х – местные называют такую модель «Кобра». Правая передняя пружина сильно просела и машина немного перекошена. На ходу все громыхает. Не работает кондиционер. Водитель плохо понимает английский. Зато все очень дешево.
Самостоятельно организовать прогулку по озеру на лодке можно, но это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Сначала мы просто подъехали по совершенно разбитой дороге к лодочной станции, расположенной на северо-западном берегу озера Чамо, (этот берег известен под названием «крокодилий рынок»). Станция расположена в получасе езды от города. Затем предложили на месте заплатить за лодочную прогулку.
Но не тут-то было. Нам предложили поехать в Арба-Минч, купить там входные билеты в национальный парк Нечисар(в переводе с амхарского языка — «Белая трава») , затем зайти в контору, отвечающую за прокат, заплатить аренду лодки и за гида. Обычно хорошо работающее в Африке предложение не разводить канитель, а заплатить все им на месте налом без квитанции – никакого взаимопонимания не нашло. В этот день уже не успеть. Пришлось откладывать поездку на следующее утро и ехать в город.
На ночь остановились в отеле Bekele Molo , с главной террасы которого открывалась отличная панорама на озера Чамо и Абая и разделяющую их холмистую перемычку – «Мост Бога». Особенно красиво озера смотрелись на рассвете.
Утром направились на поиски места, где можно заплатить за поездку. Это совсем не просто – пришлось расспрашивать местное население. В одном месте купили билеты в национальный парк, в другом оплатили лодку и гида, забрали лодочника Тома, канистру с бензином и опять поехали на лодочную станцию.
Очень маленький, крокодил, лежал в зарослях тростника прямо около причала. Отталкиваясь от дна шестом, лодочник вывел лодку из зарослей тростника и запустил мотор.
А вот и первые объекты для наблюдения. Недалеко от нас появилось небольшое стадо бегемотов. Между папой и мамой периодически выныривал сын-подросток и с интересом наблюдал за нашей остановившейся неподалеку лодкой. Потом бегемоты решили изучить нас лучше и решительно поплыли к лодке. Лодочник занервничал, дернул мотор и поспешил ретироваться. Бегемоты и крокодилы периодически убивают тут людей.
Озеро очень живописное. Зеленые холмы Рифтовой долины, голубое небо, заросли тростника, белоснежные пеликаны, тщательно чистящие свои перья. Цапля о чем-то спорит с пришедшим на рыбалку орлом (fish eagle). Одинокие рыбаки на маленьких плотиках не боясь бегемотов и крокодилов проверяют свои сети. А крокодилов здесь много. И они очень большие. Путеводитель пишет, что они здесь достигают семи метров. Таких — не видели. Но и пятиметровые экземпляры впечатляют.
Плывем по узкой протоке. На берегах совершенно неподвижно лежат огромные туши кровожадных рептилий. Одна из таких напала недалеко отсюда сто лет назад на переправляющегося через реку нашего знаменитого поэта Николая Гумилева во время его второй абиссинской экспедиции. Так что будет, что вставить в наш фильм о путешествии по следам экспедиции поэта.
Правда, наши крокодилы выглядят сытыми и апатичными. Видимо браконьеров им для еды хватает. Проплываем так близко, что можно дотронуться до крокодила рукой. Вот тут-то у нас и возникло желание проверить – действительно ли они живые.
В целом, прогулка понравилась. Много новых впечатлений. Да и таких больших крокодилов я в природе я еще не видел.
Николай Носов Эфиопия, январь 2013
Другие материалы похода в Эфиопию «По следам африканской экспедиции Николая Гумилева» (январь 2013) -