В эти места мы попали во многом случайно. Посещение скальных церквей Тигре не входило в нашу программу. Но когда, прибыв в офис компании ETT и оплатив поездку в пустыню Данакиль, нам предложили по пути заехать посмотреть пару старинных церквей – мы не отказались.
Про скальные церкви Тигре мало кто знает. Массовый турист ( если такое слово вообще применимо к Эфиопии) едет прежде всего смотреть подземные церкви Лалибелы и на скальные церкви Тигре у него просто не остается времени.
Да и сами церкви стали объектом изучения туристов не так давно. Этот район вообще не был для них известен до 60-х годов прошлого века. А церкви довольно старые – построенные в 9 – 15 веках. Некоторые постройки датируются даже 6-м веком.
Наиболее известны три группы церквей – Жералта (Gheralta), Такатисфи (Takatisfi) и Атсби(Atsbi). В группах церкви расположены довольно кучно, впрочем и между группами расстояние не большое.
Едем по хорошей асфальтовой дороге из Мекеле в сторону пограничного пункта с Эритреей. Впрочем, пограничный пункт только на карте – граница закрыта. Война вроде закончилась, но настоящий мир так и не наступил.
Справа на вершине холма видна какая-то из церквей группы Такатисфи. Эта группа — наша цель. К ним легче всего подъехать – всего три километра по грунтовке от основной дороги.
Сворачиваем с асфальта и подъезжаем к большой скале, на высоком уступе которой стоит маленький домик — церковь Петра и Павла, одна из старейших в этом регионе.
К церкви ведет длинная и довольно хлипкая деревянная лестница. Впрочем, в нашей группе одни горные туристы и альпинисты, так что никаких проблем с подъемом не возникает.
С уступа открывается отличный вид на долину. Внутри церкви тоже много всего интересного. Особенно впечатляют ее древние фрески.
Изучив все маленькие комнатки и узкие лазы, выходим на задний дворик. Здесь под скальным навесом лежат два человеческих черепа и несколько костей. Довольно странное погребение для христиан.
- Может это черепа тех самых Петра и Павла, в чью честь назвали храм? – интересуется Ирина.
- Да нет, скорее всего, назвали в честь апостолов. Наверное, это они изображены на фресках.
Спускаемся вниз, садимся в машину и продолжаем путь. Дорога отличная, но мы плетемся со скоростью 40 км\час. Заподозрив неладное, достаем свой навигатор. Оказывается мы вообще едем в другом направлении и шоферы наших джипов просто убивают время, чтобы в последствии поставить нас перед фактом о невозможности в этот день достичь, расположенной на краю пустыни Данакиль, афарской деревни Хамад Эла. Эта деревня — отправная точка всех экспедиций к вулканам пустыни. В ней ночевать безопасно — там расположен пост эфиопской армии.
Останавливаем машины и начинаем выяснять отношения. Водители категорически не хотят ехать в пустыню, утверждая, что мы до нее сегодня уже не доедем. Естественно, не успеем, столько времени уже потеряли. Но ведь у нас есть согласованный с фирмой и оплаченный график похода. Который всего несколько часов назад еще раз подтвердили в офисе! Ничего не понятно.
В последствии выяснилось, что днем позже по нашему маршруту должна была поехать еще одна группа и предприимчивые эфиопы решили объединить их с нами, чтобы сэкономить на гидах, поварах и охране. Такая вот бизнес-оптимизация расходов. За наш счет.
Мы все же заставили машины развернуться и поехать к пустыне, но до темноты до деревни Хамад Эла не добрались. Уже в сумерках пересекли границу земель афаров и остановились на ночлег в какой-то заброшенной школе.
Очередная разборка с гидом. Он клянется, что оговоренный маршрут с двумя ночевками на вулкане Эрта-Але будет пройден.
- Если мы завтра не доберемся до вулкана, то не успеем вернуться в Мекеле, — возразила Ирина.
- Не волнуйтесь, там уже построена новая хорошая дорога, еще не отмеченная на картах вашего навигатора.
Что делать? Остается только верить. Как выяснилось впоследствии – совершенно напрасно. А уж как гид божился, как бил себя в грудь! Впрочем, после объединения групп он таинственным образом исчез, и ему не пришлось отвечать за свои слова.
Достали елочные гирлянды, новогодние украшения, диктофон с записью кремлевских курантов и начали отмечать Новый Год.
Утром нас разбудили дети, пришедшие в школу с стопками тетрадей. Помещение, которое нам показалось заброшенной много лет назад школой, оказалось школой вполне себе действующей. В Эфиопии Новый Год первого сентября, а сейчас обычный рабочий и учебный день.
Утренняя деревня афаров. Убогие хижины из обожженных солнцем веток. Всюду гуляющие козы. Женщины, закутанные в какие-то темные материи. Все как сто лет назад во времена абиссинской экспедиции Николая Гумилева. Из примет современности — желтые пластиковые канистры, в которых местные носят воду.
Похоже, из местной воды и наш утренний чай. Привкус такой, что с непривычки пить невозможно. Ладно, перебьемся, у нас еще есть пока запасы бутилированной воды.
Школьный завтрак. Дети сидят на земле и что-то едят из зеленых пластиковых стаканчиков. Рядом стоит коза и с аппетитом жует полиэтиленовый пакет.
Школа стоит на холме и окружена большим забором. Понятно, почему мы здесь остановились на ночлег. Это единственное в деревне место, где можно обеспечить хоть какую-то безопасность.
Грузимся на машины и едем дальше. Нормальная дорога еще не построена, но на отдельных участках ее уже удается использовать. Работа по строительству продолжается. Вот новая дорога уже почти уперлась в маленькое афарское поселение. Его явно придется сносить. Не думаю, что это нравится афарам. Хочу остановить машину и подойти с фотоаппаратом к хижинам .
- Нет, это слишком опасно, — заявляет водитель. – Это же афары, славящиеся своей жестокостью! Фотографируйте из машины, в случае осложнений успеем удрать.
Делаю несколько снимков, и машина трогается с места. Через час въезжаем в крупную афарскую деревню Хамад Эла.
Николай Носов. Эфиопия, январь 2013
Другие материалы похода в Эфиопию «По следам африканской экспедиции Николая Гумилева» (январь 2013) -