Рано утром выезжаем из камерунского города Вум и отправляемся дальше вглубь страны. Следующая цель нашей экспедиции – озеро Ниос. Это печально известное озеро-убийца, или как его еще называют местные жители – «Озеро тысячи смертей». Книга Рекордов Гинесса считает его самым опасным озером в мире. И на это есть все основания.21 августа 1986 года озеро убило около двух тысяч человек — жителей поселков Ниос, Субум, Ча и Фанг. Дороги и дворики были завалены трупами. Люди лежали так, будто умерли на ходу или в середине разговора с соседом. Умерли все собаки, весь скот, с деревьев попадали мертвые птицы и насекомые.
Воцарилась полная тишина. Ни пения птиц, ни стрекота кузнечиков. Пострадала даже растительность. Зелень покрылась коричневой коркой, а некоторые листья почернели и съежились, как от холода.
Все произошло практически мгновенно. На кухнях продолжала вариться еда. В домах стояли смятые постели. На полах были разбросаны детские игрушки. А над землей уже кружился демон смерти.
Никто не мог понять причины гибели людей. Человечество еще не сталкивалось ни с чем с подобным.
Десятикилометровая зона вокруг озера была окружена войсками. С опасной территории было переселено 30 тысяч человек, которым не разрешали вернуться, пока не были собраны трупы людей и животных. Умерших было так много, что их хоронили в братских могилах.
Для исследования этого загадочного происшествия в северно-западный Камерун направились международные экспедиции. Было принято заключение, что причиной смерти людей было облако углекислого газа, вырвавшееся со дна озера Ниос. Это кратерное озеро, расположенное в жерле вулкана в десяти километрах от поселка Ниос. Обычно в кратерных озерах, выходящий из жерла вулкана газ постепенно выходит наружу. Но на озере Ниос он накапливается на дне, а потом разом вырывается на поверхность. Облако такого газа спустилось в долину и накрыло обитателей пострадавших деревень.
Конечно, были и альтернативные объяснения. Так в городе Вум многие объясняли трагические события действиями злого духа, обитающего на дне озера. Ведь у озера и до трагедии была неважная репутация. И местные не зря называли его «плохим озером».
Были свои версии и у представителей неофициальной науки, которые считают, что озеро находится в аномальной зоне, где «в сырую погоду блуждают энергии, достаточные для того, чтобы ярко светились неоновые лампочки».
Специалисты по паранормальным явлениям, приводили необъясненные официальными учеными свидетельства очевидцев. Утверждалось, что во время катастрофы в деревне, расположенной на противоположном конце озера прервалась передача обычных телевизионных программ, а на экранах появилось изображение озера из прошлого, перемежающееся кадрами – «вода из озера вздыбливается, выплескивается из берегов и, устремившись вверх огромной серебристой массой, обнажая дно, зависает под облаками». Что есть свидетели, которые во время катастрофы видели «полупрозрачные колючки, проделывающие проходы в воде, пожирающие домашнюю живность, калечащие, убивающие, сжигающие людей, которых подминали под себя». В общем, во всем виноваты пришельцы – современный вариант злого духа, живущего на дне озера.
Понятно, что такой интересный природный объект не мог не привлечь нашего внимания. Посещение озера с самого начала входило в нашу программу. Но вот сможем ли мы до него добраться?
Дело в том, что на скаченных из Интернета картах не было дорог, ведущих к озеру. Что-то похожее на отрезки дороги мы разглядели на спутниковых снимках Google Earth, но уверенности, что по ним можно проехать даже на внедорожнике у нас не было. Так что мы решили проехать от поселка Ниос по найденной на спутниковом снимке дороге как можно дальше, а потом отправиться в поход к озеру пешком. В конце концов, от поселка до озера всего десять километров – как-нибудь доберемся.
Въезжаем в поселок Ниос. Вполне себе живой поселок, много жителей, бегают дети. И как они не боятся? Останавливаемся на развилке. Подхожу к стоящему на обочине африканцу.
- Как можно добраться до озера Ниос?
- Сверните направо. Доедете без проблем.
- А вы знаете, что здесь была катастрофа, в которой погибло множество людей?
- Да, конечно. Здесь тогда погибли все мои родственники. Как и все остальные жители деревни. Видите соседний заброшенный дом? В нем с тех пор так никто и не живет.
- А вы понимаете, что все может повториться? Что жить здесь очень опасно.
- Что делать. Это мой дом, моя земля.
Сворачиваем на указанную дорогу. Она даже лучше той, основной, по которой мы ехали раньше.
Вскоре выезжаем на берег большого озера. Вот оно какое, озеро-убийца! И не подумаешь. Тихое, спокойное. Ни ветра, ни волн.
Неожиданно нас окружают люди, вооруженные автоматами. Все серьезно – у каждого двойной боекомплект, перевязанный лентой сдвоенный рожок для автомата Калашникова.
- Выходите из машины. Пошли к командиру.
Кто они? Если это регулярные войска, то почему у них нет военной формы? Если бандиты – то чего церемонятся. Сразу бы отобрали вещи и деньги.
Может ребята пришли из Нигерии? Как раз перед отъездом читал в Интернете о боевых столкновениях с исламистами на границе с Камеруном. А тут граница совсем рядом. Да и вообще, государственная граница в Африке — вещь довольно условная.
С другой стороны, если эти ребята из Аль-Каиды, то по идее, они должны выяснять, кто из нас мусульманин и проверять наши знания Корана. А этих партизан наши религиозные взгляды совсем не интересуют.
Скорее всего, это какое-то местное ополчение. И так ученые боятся, что озеро прорвет дамбу и вода хлынет вниз, сметая все на своем пути. Причем, пострадают деревни не только в Камеруне, но и в густонаселенной Нигерии, где число жертв может исчисляться уже десятками тысяч человек. Это будет сопровождаться выбросом газа со дна озера и новым смертельным облаком. А если этот процесс захотят запустить террористы? Достаточно только взорвать дамбу.
- Вы незаконно проникли в военную зону – грозно заявляет командир «партизан», и отбирает у нас паспорта.
- А как мы могли узнать о существовании военной зоны? На дороге не было ни плакатов, ни ворот, ни блок-постов. Мы обычные туристы. Может, вы организуете нам экскурсию по знаменитому озеру Ниос? Мы заплатим.
Перевод проблемы в финансовую плоскость сразу разрядил обстановку. Партизаны повеселели. Мы заплатили 20 тыс. центральноафриканских франков ($40) и отправились на «экскурсию». По местным меркам деньги немалые, но в этой ситуации я был готов заплатить и больше. Наши паспорта остались у командира, и это немного напрягает. До конца непонятен наш статус – то ли мы туристы на экскурсии, то ли уже заложники.
Появление белых у озера вызвало большой ажиотаж у партизан. Видимо, им там было очень скучно. А теперь появилось развлечение. Они все время смеются и фотографируются с нами на свои мобильные телефоны. Особенно им нравится штатив Ирины. С камерой, установленной на треногу, они готовы фотографироваться даже без нас.
Снимаем панораму озера. На поверхности видны платформы, из которых бьют фонтаны воды. Для снижения риска повторения катастрофы было решено спускать газ по трубам со дна озера через плавающие на поверхности озера платформы. Это помогает, но мало. Сейчас содержание углекислого газа в два раза больше, чем в момент предыдущего выброса. Так что «самое страшное озеро мира» может в любой момент начать убивать снова.
Осмотрев озеро и дамбу, подходим к машинам. Командир возвращает мне наши паспорта, и мы продолжаем наш дальнейший путь по стране. Нас ждет королевство Оку.
Николай Носов. Камерун 2014
Фото автора
Другие материалы о походе -
Фильм «Озера убийцы» (об озере Ниос) National Geographic http://yandex.ru/video/search?text=%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BE%20%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%B9%D1%86%D0%B0%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C&where=all&filmId=dz4sb-kKs3M