- Николай, вставай! Меня ограбили! – за дверью моего номера гостиницы в камерунском городе Дуала раздается голос Павла. На часах половина первого ночи. Выхожу на улицу. У входа в гостиницу собралась толпа народу. Все громко кричат и жестикулируют.
Звоню в полицию. Буквально через пять минут подъезжает полицейская машина, из которой вываливаются автоматчики в форме с надписью POLICE. Все солидно, как в американских боевиках. Полицейские в шлемах и бронежилетах сажают Павла в «воронок».
- Я руководитель группы. Буду переводить на допросах, — объясняю полицейскому и тоже залезаю в плотно набитую задержанными машину.
Проезжаем около километра и попадаем на обнесенную забором с колючей проволокой территорию полицейского участка.
Арестованные привычно выгружаются из машины и покорно направляются в местный «обезьянник». Это длинная узкая комната, шириной от силы в два метра. Вдоль стен тянутся деревянные скамейки, на которых, в полной темноте, прижавшись друг к другу, ждут утреннего допроса задержанные.
Не смотря на позднее время, жарко даже на улице. А вентиляция в «обезьяннике» не предусмотрена. Влажно и очень душно.
Полчища комаров носятся в воздухе, непрерывно атакуя все незащищенные одеждой части тела. Похоже, я рано решил, что все позади и перестал пить Лариам для профилактики малярии. Как бы не пожалеть об этом после такой ночи.
В здании давно не проводился ремонт. Стены грязные и облезлые, по коридорам бегают черные крысы. Но экипированы полицейские хорошо. Новенькие автоматы, вполне приличная форма.
В участке все происходит очень неторопливо. Куда спешить на дежурстве? Первый допрос у симпатичной девушки, которая регистрирует происшествия.
- Вас ограбили? Сколько было нападавших?
- Пятеро.
- Что взяли?
- $900, 300 тысяч местных франков, два мобильных телефона и разные документы – медицинскую страховку и водительские права.
- И он с такой суммой в одиночку гулял ночью по улице!? Он что, идиот!? – вмешался в разговор потрясенный огромными по местным меркам деньгами пожилой полицейский, много повидавший на своем веку.
- Конечно, идиот, — отвечаю ветерану криминальных войн. – А что делать?
Нас регистрируют в журнале. Опять долгое ожидание. Наконец, отводят на допрос к молодому лейтенанту, чем-то напоминающему мне комиссара Мегре.
- Зачем вы вышли из отеля на улицу ночью?
- Я пошел погулять перед сном.
- Охранник гостиницы предупреждал, что это опасно?
- Да, но я не обратил на это внимание. Прошелся немного по улице. Сделал фотографию забавной вывески. Ко мне подошел мужчина, вырвал фотоаппарат и швырнул на землю. Фотоаппарат сломался, я его подобрал и продолжил прогулку.
- Может хоть после этого инцидента вы поняли, что здесь ночью не безопасно? Что было потом?
- Я пошел на расположенную рядом с гостиницей автостоянку.
- Как произошло ограбление?
- Неожиданно появились пять человек. Четверо меня держали, один обыскивал. Я начал громко кричать и вырываться. Дальше я не помню.
Следователь тщательно запротоколировал показания на французском, потом перевел мне на английский и отдал протокол на подпись Павлу. Затем мы отправились осматривать место происшествия.
Несмотря на поздний час, около гостиницы еще стояли два торговца каким-то хламом. Полицейский снял с них показания и повел за собой. Затем мы прошли по пути Павла к автопарковке. Хорошее местечко. На любителя. Когда мы вечером проезжали мимо него на машине – на нас бросали такие нехорошие взгляды, что я и днем бы там появиться не рискнул.
А еще запах. Тут как раз проходит городская канализация открытого типа. То есть канава, прикрытая бетонными плитами. Через дырки в бетоне удалось рассмотреть в отходах Пашин фонарик, но лезть в канализацию за ним он не решился.
- Вот это место, — давал объяснения Павел. – Тут на меня и напали.
Появился случайный прохожий, который нес на голове тяжелый мешок. Полицейский оживился и тоже задержал его на всякий случай, присоединив к группе из двух торговцев.
Осмотр места происшествия мало что дал для расследования преступления. Да и сам процесс собирания улик сильно отличался от того, что показывают по телевизору в детективных сериалах. Следователь лениво походил по площадке, поднял какую-то грязную бумажку, долго ее рассматривал, потом выбросил.
Потом походил по площадке еще. Опять поднял ту же бумажку, опять ее долго рассматривал и еще раз выбросил. Видимо, так у местного Мегре проходил мыслительный процесс. И никакой работы бригады криминалистов: составления фоторобота, сбора отпечатков пальцев и прочих потенциальных улик.
Потом следователь пошел с Павлом по пути отхода бандитов, и Павлу удалось найти свои водительские права. Хоть здесь повезло.
Конечно, денег жалко. Жалко и фотоаппарата. На карточке были все снимки, сделанные Павлом в походе. Но зато, живой и без видимых повреждений. Его паспорт, к счастью, оставался в гостинице, водительское удостоверение нашлось, так что можно было продолжать путь.
После возвращения из Чада опять заглянули в полицейский участок. Безрезультатно. Не думаю, что было так уж сложно найти бандитов. Но кому какое дело до ограбленного иностранца? Сам виноват. Пусть радуется, что остался жив.
Николай Носов. Камерун 2014.
Фото автора
Другие материалы о походе -