Покидаем Арба-Минч и отправляемся в горы, в гости к небольшому, но хорошо известному племени дорзе.
У нашего водителя хорошее настроение, он включает африканскую музыку и начинает отбивать ритм двумя руками на руле. Это немного напрягает, особенно на поворотах. Да и машина у нас не очень. Когда начался ливень, выяснилось, что в ней еще не работают и дворники. Так что водителю приходится сильно напрягать зрение, чтобы понять ситуацию на дороге. Видимо зрение у него хорошее – лично я вообще через залитое дождем стекло вообще ничего не вижу.
Дождь быстро заканчивается и опять светит солнце. Водитель останавливается, чтобы узнать дорогу и машину сразу облепляют юные торговцы, пытающиеся продать нам всякую ерунду
Очередная деревня – проталкиваемся на машине через идущую в сторону реки толпу серьезных мужиков с копьями. Некоторые с собой несут еще и бутыли с самогоном. Судя по хмурым лицам – предстоит какая-то разборка. Наверное делят землю, скот, женщин … Какие-то серьезные, глобальные вопросы бытия, вопросы жизни и смерти. А тут зачем-то приехали туристы. Огнестрельного оружия у аборигенов нет, а копьем джип не проткнешь. Но все равно какой-нибудь солдатик с «калашниковым» в салоне бы нам не помешал. Привыкли уже у афаров находиться под постоянной охраной.
Впрочем, на нас местные не обращают никакого внимания – мы тут что-то вроде инопланетян. Жители из других миров. Летаем на своих летающих тарелках –Ленд Крузерах, что-то смотрим, щелкаем, но в целом от нас ни тепло не холодно. Во всяком случае, мы никак не влияем на их повседневную жизнь.
Подъезжаем к деревне дорзе и договариваемся со старостой об экскурсии. Очень грамотный подход. И деревня какие-никакие деньги заработает, и нам интересно. И не придется из-за каждой фотографии с местными разбираться.
Большие, достигающие 12 метров в высоту, хижины дорзе стали визитной карточкой этих мест. Считается, что формой они напоминают голову слона – утолщение у входа – обрезанный хобот, выступы по бокам – уши. В этих местах действительно когда-то жили слоны. Еще в 1978 году в местных национальных парках насчитывалось 859 особей. Куда они делись? Официально считается, что слоны ушли на юг. Сомневаюсь. Пару лет назад мы были в Северной Кении. Никаких слонов, если не считать небольшого стада в национальном парке Марсабит, там нет. Но оригинальная форма жилища дорзе вполне может быть связана с воспоминаниями об этих великанах.
Каждый двор огораживает плетеный забор из бамбука. Заходим в двор. Через маленький предбанник хижины, расположенный под «слоновьим носом», попадаем в хижину.
Бамбуковая хижина – огромная плетеная корзина, поставленная вверх острым дном на землю. При необходимости несколько человек могут ее поднять и перенести. Такая необходимость возникает, когда термиты съедают нижнюю часть жилища. Тогда хижину поднимают, очищают пораженные участки и устанавливают ее на другое место. И так, несколько раз. Дома могут стоять до 60 лет. Только высота крыши и входной двери все время уменьшаются. В итоге хижина становится совсем низкой и ее начинают использовать как сарай.
В хижине несколько комнат. Перегородками служат все те же плетенки из бамбука. На земляном полу стоят стулья. Разумеется тоже из бамбука. Связки бамбука, как, впрочем, и воду носят в деревню откуда-то издалека женщины дорзе. Здесь это типично женская работа.
Часть хижины занимает хлев. Все-таки мы в горах. По местным меркам здесь бывает прохладно и дополнительное отопление в виде скота в доме лишним не будет. Да и погода здесь переменчива. Все-таки горы. Так что забавное утолщение у входа выполняет роль нашего крыльца. При дожде вода не будет попадать в жилую комнату.
Сам дом строится за пару месяцев. Так что у новобрачных почти сразу появляется жилье. Быстрое и эффективное решение «квартирного вопроса».
В Эфиопии дорзе больше известны не формой хижин – экзотикой тут никого не удивишь, а продукцией ткачей. В горной местности бывает прохладно, голым тут не походишь. Вот и появилось ткацкое производство.
Дорзе делают очень популярные у эфиопов белые хлопковые тоги – шаммы; красно-черно-желтые хлопковые шарфы, которые здесь женщины часто используют вместо платка и забавные разноцветные шапочки – «мечта растамана». Наш предприимчивый шофер сразу организовал небольшой бизнес, закупив партию дешевых хлопковых шарфов. Действительно, судя по ценам на них в Интернет-магазинах, прибыль может быть совсем неплохой.
Ткань ткут только мужчины. На больших, довольно примитивных, но все же вполне эффективных самодельных станках. В работе задействованы все конечности – две руки и две босые ноги, которыми ткачи нажимают на какие-то примитивные педали.
Около хижины заросли ложных бананов. Это растение играет важную роль в жизни племени. Девушка-дорзе показала, как с помощью нехитрого приспособления, похожего на скребок-расческу, можно отделить мякоть ложно-банановых листьев от волокон. Ирина тоже попробовала – действительно просто.
Из волокон плетут веревки, а мякоть заворачивают в листья и прячут на несколько месяцев в яму, чтобы масса перебродила. Из полученного теста пекут лепешки – главный продукт пищи дорзе. Ведь самая популярные в Эфиопии еда – инжера, для дорзе слишком дорога.
Осмотрели деревню, сфотографировались в костюме воина и сели за стол, пробовать уже готовые местные лепешки. Ничего. Вполне съедобно. Особенно если запивать местным самогоном. Его, наверное, тоже делают из мякоти ложного банана.
Настроение сразу у всех улучшилось. Особенно у нашего шофера. Что ему – дорожной автоинспекции тут нет.
А самогон очень ядреный. Градусов шестьдесят, если верить проводнику. Скорее сорок, если верить нашему эксперту- Павлу. Но все равно пошел хорошо. Жаль только, что секрет его производства нам дорзе так и не открыли.
Николай Носов. Эфиопия, январь 2013
Другие материалы похода в Эфиопию «По следам африканской экспедиции Николая Гумилева» (январь 2013) -