Все здесь дышало смертью, хотя жители были гостеприимны и любезны, когда не творили преступлений и насилий
Перси Фосетт «Неоконченное путешествие»
Темная ночь. Амазонка. Мы на маленькой лодке пересекаем границу с Перу. Лодочник шарит фонарем по фарватеру пытаясь избежать столкновений с корягами и упавшими в воду деревьями. Неожиданно луч выхватывает из темноты голову плывущей рядом с лодкой змеи. Какие только опасности не подстерегают путников на реке.
Из расположенного на правом берегу Амазонки на стыке границ Бразилии, Перу и Колумбии, перуанского городка Санта-Роза, куда мы держим путь, можно продолжить наше путешествие по Перу только водным путем и только через город Икитос. Путь неблизкий – более трехсот километров. Точнее – 320 километров по прямой. Но если считать все изгибы фарватера Амазонки – конечно больше.
Единственный катер отправляется туда в 4 часа утра. То есть ночью. Так что желающим на него успеть приходится плыть в темноте.
Лодочник уверенно ведет нашу лодку к причалу и швартуется у катера. При свете налобных фонариков выгружаем вещи. За нами к причалу подтягиваются другие лодки с пассажирами до Икитоса.
В три часа ночи на причале запускают генератор и включают свет. Начинается погрузка. Занимаем места и начинаем ждать отплытия.
- Покажите ваши паспорта! – к нам подходит мужчина в синей форме. Местный таможенник и, видимо, по совместительству пограничник, разглядел редких гостей – туристов.
- Вы выехали из Бразилии 17 июня, а сейчас уже три часа как 19-е!
- Ну и что? Мы, как нам и сказали бразильские военные в аэропорту, закрыли визы по прибытии в Табатингу. Бразильским пограничникам я показывал билеты на этот паром. Никаких проблем они не видели. Какая разница, когда мы покинули Бразилию? Какое это имеет отношение к пересечению границы Перу?
- Нет, вы должны были отметить выезд 18-го. Теперь вы никуда не поедете. Выгружайтесь!
Сами мы выгружаться не стали, но матрос с катера достал наши вещи и выставил на причал. Ситуация стала становиться критичной. Мало того, что мы теряли совсем не дешевые билеты на катер, но у нас пропадали и билеты на самолет из Икитоса до Лимы. А именно из столицы Перу у нас были обратные билеты до Москвы.
- Бразильскую визу мы закрыли, а вПеру вы нас по непонятной причине не пускаете. Что нам теперь всю оставшуюся жизнь сидеть на нейтральной территории по середине Амазонки?
- Денег хочет – доходчиво объяснил мне матрос с катера.
Давно понял. Это же Латинская Америка. Но хоть бы действительно какое-нибудь нарушение нашел. Нигде не написано, что в Перу можно въехать не позднее 24 часов после закрытия бразильской визы. Скорее всего, таможенник сам только что это придумал. Да и вообще – Перу безвизовая страна для россиян и виза – чистая формальность, только отметка в паспорте о пересечении перуанской границы. И в Перу и в Бразилии россияне могут без всяких виз находиться до 90 дней. Какие проблемы?
В течение часа таможенник вымогал у нас деньги. И только когда матросы завели мотор, видя, что с нас так ничего и не получит – махнул рукой и, уже перед самым отплытием, поставил въездной перуанский штамп в паспорта.
Конечно, все места были уже заняты, так что таможенник по любому нам нагадил. Перспектива стоять весь день в катере не радовала. Впрочем, Ирина не растерялась, сбросила с служебных мест вещи матроса и села у борта в конце катера. На все попытки экипажа сдвинуть нас с этих мест мы отвечали, что ничего не понимаем по-испански и, в конце концов, они от нас отстали.
Катер отчалил, и мы опять окунулись в темноту. Путь освещал только фонарь, который держал в руках матрос. При этом он явно что-то искал.
Через некоторое время от колумбийского берега отделился темный силуэт лодки. Мы остановились и дождались, пока она к нам причалит. Матросы тихо начали перегружать с лодки нам на крышу какие-то тюки. Теперь стало понятно, почему катера стартуют в полной темноте, когда так опасно плавать по реке. И длительность поездки тут ни при чем. Ведь вскоре после этой таинственной встречи наш катер пришвартовался к перуанскому берегу и стал дожидаться рассвета.
Думаю, что это здесь обычное дело. Загружаешь контрабанду из Колумбии в нейтральных водах Амазонки и отправляешь ее на рейсовом катере вглубь Перу в город Икитос, откуда груз можно будет на внутренних рейсах переправлять дальше по воздуху, развозить по реке или реализовывать на месте.
Конечно, местные все про это знают. Не думаю, что таможенник не догадывается , почему катера из Санта-Марии стартуют в темноте и что за грузы поступают на катера с колумбийской территории. Но зачем ему лишние проблемы? Гораздо безопасней вымогать деньги у редко появляющихся в этих краях туристов.
Впрочем, проехали. Это не наши проблемы. Впереди долгий путь по Амазонке в Икитос.
Николай Носов. Июнь 2013.
Фото автора
Другие материалы о летнем походе -