По утрам ко мне в гостиницу приходили сомалийцы племени Исса, и я записывал их песни. Европейцы, хорошо знающие страну, рассказали мне еще, что это племя считается одним из самых свирепых и лукавых во всей восточной Африке. Они нападают обыкновенно ночью и вырезают всех без исключения. Проводникам из этого племени довериться нельзя.
Николай Гумилев «Африканский дневник»
- Зачем вы к нам приехали?
- Туристы. Купаться
- Военные?
- Нет, мы гражданские
В этом месте в разговор с пограничником решил вступить Павел и объяснить, что в России все мужчины военные, просто некоторые, как мы, находятся в запасе. Но такая точность здесь, в аэропорту Джибути, где на Павла только что наехали местные службы безопасности только за то, что он посмотрел в бинокль на идущий на посадку американский военно-транспортный самолет «Геркулес», была явно не уместной.
А военных, в этой бывшей французской колонии, не так давно носившей название «Французское Сомали», похоже действительно много. Все же город занимает стратегическое положение. Отсюда можно контролировать соединяющий Красное море и Аденский залив Аравийского моря Баб-эль-мандебский пролив. Учитывая неспокойную ситуацию на Ближнем Востоке, внимание военных разных стран к Джибути вполне объяснимо.
Пограничник внимательно изучил наши обратные билеты и даже решил позвонить и проверить информацию об отеле, в котором мы якобы планировали остановиться. Не знаю, что ему ответили в отеле, ведь мы сами только что узнали его название, наугад ткнув пальцем в путеводитель Lonely Planet, но пограничник взял доллары и вклеил нам визы.
Мы хотели взять напрокат в аэропорту машину. Через Интернет это оказалось невозможно и теперь мы поняли почему. Никакого проката машин в аэропорту не было. Как, впрочем, не наблюдалось и никакого наземного транспорта, кроме одного, совершенно убитого такси. Водитель – веселый сомалиец Йорий из племени Исса, видимо уже отчаялся найти желающих поехать на его драндулете и энергично набросился на нас, предлагая свои услуги.
Сбив в результате торгов цену в два раза, взяли такси и отправились в город. По дороге таксист, узнав, что мы собираемся посетить самую низкую точку Африки – озеро Ассаль (-154 м), заявил, что без проблем и за умеренную цену отвезет нас прямо туда, потом на пляж и потом в отель. Решив не терять зря время, мы согласились.
Предложение заплатить вперед мы естественно отвергли, согласившись лишь выдать аванс на бензин, который и так подозрительно веселый водитель сразу же истратил на покупку местного наркотика – ката, объяснив, что кат заменяет ему все, включая еду, и без него он никак не может.
Наше робкое замечание, что жевать кат водителям запрещено он проигнорировал и, разрешив нам по дороге купить связку бананов, отправился в путь.
У Йория хорошее настроение. Он смеется и подпевает автомагнитоле, из которой громко несется сомалийская песня. Может именно ее пели сомалийцы Николаю Гумилеву сто лет назад.
Отличная асфальтовая дорога. Тем не менее, мы плетемся со скоростью 50 км/час. Мы еще не знаем, что в Джибути такси вообще запрещено покидать город. Но уже понимаем, что машина совершенно не готова к дальним поездкам. Первое колесо просто лопается на ходу, едва мы выезжаем из столицы этой маленькой страны.
Закинув в рот еще немного ката, водитель достал совершенно лысую запаску, поменял колесо и мы продолжили путь.
Пейзаж за окном довольно унылый. Черные, выжженные солнцем камни и полное отсутствие зелени. Отдельные встречающиеся на пути деревни больше напоминают трущобы. А на выставленных вдоль дороги лотках в основном продается все тот же кат.
Пейзаж скрашивают разнообразные военные базы. Очень хотелось запечатлеть два трофейных советских БТР, стоящих при входе на одну из них. Причем наш водитель сомалиец Йорий объяснил, что это страшные машины для убийства людей.
Еще через 70 километров лопнуло второе колесо. Водитель погрустнел, достал последнюю запаску, загрузил в рот еще одну порцию ката и начал молиться. А мы вышли осмотреть берег Таджурского залива.
Эти места имеют важное стратегическое значение. Отсюда и борьба за эти земли и возникновение здесь такого большого количества европейских колоний. Итальянское Сомали, разбившееся теперь на несколько непризнанных государств, Французский берег Сомали – ныне Джибути, Британское Сомали – ныне Сомалиленд. Не многие знают, что было и «русское Сомали». Где-то здесь, на берегу залива Таджура в 1889 году основали свою колонию «Новая Москва» терские казаки, объявив, что «пятьдесят верст по берегу и сто вглубь — русская земля».
Основали без официального разрешения русского царя, но при негласной поддержке Министерства Иностранных дел. Ведь расположенная здесь база могла бы использоваться российскими кораблями для пополнения запасов пресной воды и ремонта. Помощь поселенцам могла оказать и расположенная рядом дружественная православная Абиссиния. И это не говоря уж о стратегическом положении базы, позволяющей осуществлять контроль над проливом в Красное море.
Но это понимали и французы. Французская эскадра расстреляла из корабельных орудий колонию, а не ожидавших нападения дружественной страны и не оказывавших никакого сопротивление колонистов взяла в плен.
Как ни странно, люди давно живут в этих суровых краях. Об этом свидетельствуют петроглифы на камнях около дороги. Интересно, сколько им лет? А что это за остатки примитивных круглых хижин, сложенных из камня? Маленькие явно служили для мелкого скота или птицы. Причем крышей служили камни, наваленные сверху. Хищник до домашней скотины не доберется, а человек легко сдвинет камень с верха этого мини-хлева при необходимости достать животное.
До озера остается всего17 километров, но по грунтовке. А мы потеряли уже два колеса на асфальте! Я попытался объяснить водителю, что надо вызывать другую машину, так как без запаски ехать по пустыне очень опасно, но опять повеселевший Йорий заявил, что никаких проблем у нас нет.
Действительно, в тот момент проблем не было. Они возникли через семь километров, когда лопнуло очередное колесо. Запасных колес больше нет. Озеро уже хорошо видно внизу. Но пешком по жаре десять километров быстро не пройдешь. Да и стоит ли? Через два часа уже будет темно. А если возвращаться назад к трассе, то придется идти через сомалийскую деревню. Когда проезжали ее на машине – нас провожали очень недобрые взгляды. Если возьмут в заложники, то нас никто не найдет. Никто даже не знает о нашей поездке. А на нашего водителя надежды мало. Его совсем развезло от ката и единственное на что он сейчас способен – жевать кат и молиться.
В грустных раздумьях прошел час. Неожиданно на дороге от озера появился джип. Мы сразу перекрыли дрогу, но никто и не отказывался нас подвозить – в машине с шофером и гидом сидел наш соотечественник Денис, приехавший сюда на новогодние каникулы из Москвы!
Повезло, так повезло. Денис был единственным туристом, посетившим в этот день озеро. А может и единственным туристом за неделю. Ведь сейчас не сезон.
Но полоса невезения на этом не кончилась. Вполне приличный внедорожник Тойота Ленд Крузер, до этого не имевший никаких проблем, через несколько километров пути закипел. Водитель, не дав остыть двигателю, вылил в радиатор канистру воды, и продолжил путь. Немного проехав, машина опять закипела.
альнейший наш путь напоминал короткие броски по дороге, в перерывах между которыми шофер лил воду в радиатор. Причем воду ему таскали жители из окрестных деревень, с которыми, пересевший в багажник гид расплачивался все той же универсальной местной валютой – катом.
Стемнело. Наконец на горизонте появилось розовое сияние огней большого города. Это уже Джибути. На завтрашний самолет, на которым мы, повторяя путь абиссинской экспедиции Николая Гумилева, полетим в эфиопский город Дир-Дауа — точно успеем.
Николай Носов Эфиопия, январь 2013
Примечание. Свободно продающийся в Джибути кат - в России включен в «Список 1 наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации»Другие материалы похода в Эфиопию «По следам африканской экспедиции Николая Гумилева» (январь 2013) -